Найти в Дзене
Институт Ньюфелда

Покой, ритм, разрядка: помогая детям во время пандемии

Фото Alex Shokur
Фото Alex Shokur

Независимо от того, являемся ли мы родителями, учителями или воспитателями, многие из нас задаются вопросом, как нам лучше поддержать своих детей, своих подопечных в течение этого стрессового времени неопределенности, связанной с вирусом COVID-19. Существуют универсальные стратегии, которые мы можем использовать, чтобы помочь детям чувствовать себя в безопасности, даже когда они слышат новостные репортажи о закрытии школ, о том, что люди очень болеют и не хватает продуктов в продуктовых магазинах. Мы можем попытаться ограничить их доступ к подобным историям, но от всего их оградить не удастся. Также нам нужно отдавать себе отчёт в том, что изменения в их распорядке дня - особенно такие радикальные, как закрытие школ, временный перерыв во внеклассных мероприятиях, играх в песочнице и вечеринках в честь дня рождения - по своей природе стрессовые для детей.

В результате всех этих изменений дети напуганы и испытывают стресс. Многие родители задаются вопросом, что они могут с этим поделать, и в то же время они пытаются понять, как занять своих детей, учитывая необходимость социальной изоляции.

Мы должны помочь детям чувствовать себя в безопасности прямо сейчас, также мы должны помочь им освободиться от беспокойства и тревоги, которые они могут испытывать, более здоровым путем. Сейчас нам нужно:

- заверить их, что они могут найти спокойствие в безопасности, так как мы возьмём на себя ведущую роль;

- помочь им создать новый ритм жизни, обязательно встраивая моменты контакта в ежедневные дела;

- обеспечить безопасное пространство для эмоциональной разрядки.

Нам пора взять на себя ведущую роль

Представьте, что во время полёта на самолёте вы попали в турбулентность. Вы слышите голос пилота, нервно спрашивающего: "Хмм, не могли бы все пристегнуть ремни безопасности?» Представьте себе реакцию пассажиров вокруг. Одни будут очень волноваться: "С нами все будет в порядке? Что происходит?" Другие могут попытаться разобраться с ситуацией, осознав необходимость взять на себя ответственность и восполнить пробел в руководстве: "Разве вы не слышали пилота? Пристегните ремень безопасности!" И часть может очень разозлиться и даже перестать доверять пилоту: "Что не так с этим пилотом? Разве они не знают, как делать свою работу?"

Теперь представьте, что пилот говорит: "Мы попали в зону небольшой турбулентности. Пожалуйста, вернитесь на свои места и пристегните ремни безопасности. Спасибо". Спокойствие и уверенность в себе, скорее всего, заверят пассажиров, что все в порядке – у пилота всё под контролем! Нужно просто следовать его инструкциям, и все будет хорошо. Они в безопасности.

В такие моменты нам нужно укреплять свою ведущую роль, как будто мы спокойные, уверенные в себе пилоты. Когда что-то вызывает у детей стресс или неопределенность, мы должны транслировать, что у нас всё под контролем, - это поможет им чувствовать себя в безопасности, доверять нам и следовать нашему примеру. По сути, это время, когда наше руководство важнее всего. Если мы сможем сохранять опору и невозмутимость в течение этого времени (даже если это будет лишь видимость!), это поможет детям чувствовать себя уверенно. Невероятно обнадеживает и успокаивает возможность полагаться на чье-то руководство, когда в мире неопределённость и страх.

Позвольте детям обрести покой под нашим руководством и заботой.

Это значит, что мы должны:

- заверить детей, что мы справляемся с ситуацией, прислушиваясь к советам врачей и экспертов;

- дать им понять, что изменения, которые они испытывают в своей жизни сейчас, направлены на то, чтобы обезопасить всех в нашем сообществе;

- и сказать им, что и они, и люди, которых они любят, - включая нас, - сейчас переживают изменения в своей жизни, чтобы мы все оставались максимально здоровыми.

Привнесите новый ритм в их дни.

Дети нуждаются в ритме. Последовательный распорядок дня, ритуалы и структура помогают детям чувствовать себя в безопасности. Они могут опираться и полагаться на всё это.

Тем не менее, многие дети сейчас переживают совершенно противоположное. Они сидят дома и не знают, когда именно вернутся в школу. Или, возможно, они все еще ходят в школу, но слышат разговоры о закрытии школ. Данная неопределенность может вызывать у них тревогу, и это может приводить к проблемному поведению. Когда дети напуганы и встревожены, мы увидим гораздо больше цепляния, нытья, попыток командовать, также им будут чаще сниться дурные сны. Также они могут испытывать досаду по поводу изменений в распорядке дня и вести себя агрессивно и даже разрушительно.

Так что же нам делать?

Если мы создадим детям новый распорядок дня в это время неопределённости, это может им очень помочь. Каждая семья уникальна. Нужно найти тот распорядок и ритуалы, которые подойдут именно вам. Но всё же вот несколько общих рекомендаций:

  • Важно установить постоянное время приемов пищи и придерживаться его, насколько это возможно.
  • Также очень полезно установить последовательные ритуалы перед сном.
  • Родители также должны обеспечить определенную структуру в повседневной деятельности. Например, вы можете решить, что каждый день после обеда будет спокойное время для чтения всей семьей и что после ужина все вместе будут играть в настольную игру.

При создании нового ежедневного распорядка убедитесь, что встроили в него ежедневные ритуалы для поддержания близости. Люди нуждаются в контакте. Дети ощущают себя в безопасности не только тогда, когда чувствуют, что могут положиться на нашу ведущую роль, но и тогда, когда чувствуют связь с нами. Как родители, мы можем повысить чувство безопасности наших детей, предоставляя им ежедневные возможности для общения, особенно в такое время. Таким образом, создавая новый ритм для наших детей, мы должны убедиться, что включили в него ежедневные ритуалы для поддержания контакта. Это может быть что-то совершенно простое, например, совместный ужин, время сказок на ночь для всех или семейное пение хором по вечерам.

Кроме того, если нам хотя бы примерно известно, что будет на следующей неделе, мы должны, по возможности, заранее информировать детей об изменениях в их распорядке дня, чтобы они имели некоторое представление о том, чего им следует ожидать. В такие времена нам не всегда удастся сделать это идеально, но везде, где это возможно, мы должны заранее сообщать им о любых изменениях, которые могут произойти.

Обеспечьте безопасное пространство для эмоциональной разрядки

Помощь детям в нахождении нового ритма своей жизни поможет им чувствовать себя в безопасности, и очень важно, чтобы мы установили домашний распорядок, на который они могли бы опереться. Но, в то же время, мы должны позаботиться о том, чтобы детские будни не были перегружены тоннами развлечений.

Сейчас я слышу от многих родителей беспокойства по поводу того, что им делать со своими детьми, когда школы и общественные центры закрываются. Вам не нужно превращаться в директора по развлечениям! На самом деле, ещё одна вещь, которая колоссально поможет детям, - это время для свободной игры, то есть время, свободное от структурированной деятельности, телевидения, интернета и гаджетов. Это время, где они могут дать волю своему воображению, занимаясь тем, что им нравится.

Свободная игра всегда важна для детей, но особенно - в подобные времена. Игра - это то, как дети осваивают свою жизнь. Это то, как они осмысляют свой мир, высвобождают такие эмоции, как фрустрация и тревога, и получают разный опыт, не чувствуя угрозы или давления.

Вот почему мы не должны сейчас перегружать расписание наших детей кучей дел каждый день. Нам не нужно придумывать конкретные занятия на каждую минуту их дня. На самом деле, если вашим детям станет немного скучно, пока они дома, это хорошо! Именно тогда, когда детям становится скучно, они начинают искать, чем заняться, и подключают свое воображение. Стремясь создать новый ритм для наших детей, мы также должны понимать, что наши дети могут нуждаться в нашей помощи в поиске способов, как сбросить и выразить эмоции, пока они находятся дома, преодолевая пандемию вместе со всеми. Это не обязательно должен быть разговор о чувствах. Некоторые дети могут быть к этому готовы, другие - не очень. Однако понимая, что многие дети будут сейчас более встревожены, чем обычно, мы можем вовлечь их в простую деятельность, которая обеспечит выход их эмоциям, не вызывая неловкости. (Эти действия могут ощущаться как огромный выдох!)

Многие дети не знают, что им это нужно, и не будут искать этого. Поэтому лучше всего, если мы организуем это как бы случайно, невзначай. На самом деле, они могут испытать неловкость, если решат, что мы приглашаем их поучаствовать в чём-то «для их пользы».

Вот некоторые простые действия, которые могут способствовать разрядке:

Расстелите на обеденном столе бумагу и разложите цветные карандаши. Вот и всё. Не предлагайте детям «порисовать». Не нужно превращать это в большой проект. Пусть просто лежат на столе. Скорее всего, большинство детей начнут рисовать. Если вы думаете, что они не заинтересуются, подходите и делайте небольшие рисунки время от времени. Не делайте из этого что-то особенное. Просто сделайте это сами. Скорее всего, они присоединятся. И через рисование они будут выражать и высвобождать все, от чего им нужно избавиться.

Положите раскраски и карандаши там, где дети смогут их увидеть и унести туда, куда им хочется. Раскрашивание отличается от рисования. Многим малышам спокойнее просто раскрасить, не придумывая сначала "картинку". Кроме того, малыши могут довольно легко впасть в "текучее состояние" благодаря ритмичности движения руки туда-сюда по странице, в результате чего снимается напряжение.

Пойте вместе! Пение - это отличный способ сбросить напряжение и почувствовать контакт друг с другом. Независимо от того, берёте ли вы инициативу на себя с младшими детьми, или просто начинаете напевать поп-песни, пока моете посуду с подростками, есть десятки способов использовать силу музыки как отличное средство для снятия напряжения. Вот всего лишь несколько идей. Есть еще много других способов, как помочь детям выразить и сбросить свои эмоции:

  • совместное прослушивание аудиокниг;
  • прослушивание музыки во время приготовления пищи, уборки, раскрашивания и т.д.;
  • проведение танцевальной вечеринки в вашей гостиной;
  • лепка, растирание и моделирование из самодельного теста для лепки (в сети есть много простых рецептов его изготовления).

Самое главное, давайте помнить, что даже когда в мире небезопасно, МЫ можем быть безопасным местом для наших детей.

Ханна Бич

Перевод Ирины Шокур
Редактура Надежды Шестаковой