Найти в Дзене
ПутЁвые записки

Туроператоры не возвращают деньги за туры - что делать и кто виноват

Привет, друзья!

Я - идеальный турагент, но мир не идеален. И вместо того, чтобы сейчас расписывать вам все прелести отдыха на Маврикии (действительно, о чем это я?), я буду писать о грустном.

Туры куплены, чемоданы собраны и… привет, пандемия! Туристы по всему миру оказались заложниками ситуации и спасаются кто как может. Что же делать?

Для начала давайте разберемся, кто такой турагент, и кто такой туроператор. По закону и по договору обязанности турагента - подобрать тур у туроператора, забронировать, передать денежные средства, выдать документы и рассказать все нюансы страны пребывания. Вознаграждение турагент получает от туроператора в виде своей комиссии, а никак не от туриста, как ошибочно принято считать. И за действия туроператора, то есть поставщика услуг, ответственности турагент не несет.

Турагент всегда на стороне туриста! Он (то есть я) будет ночами не спать (и это правда), чтобы вам помочь: договариваться с туроператорами, консультироваться с юристами, следить за развитием событий (стараюсь как могу). И все это безвозмездно (я люблю шоколадки, если что). Но турагент продолжает работать, защищать интересы туристов, в ответ не получая благодарности, а порой даже угрозы и скандалы (сейчас заплачу).

Со своей стороны в текущей ситуации туроператор не несет ответственности за не оказанные им услуги. Но! Это не освобождает его от обязанности вернуть вам деньги. К чему это приведет? Денег сейчас, и даже ближайшие месяцы не будет! А если мы дружно начнем «топить» туроператоров в судах, мы вообще вероятно не увидим ни денег, ни туров. Плюс ко всему добавятся еще и судебные издержки.

Еще один момент! Есть юристы, предлагающие подавать в суд на турагента, якобы это позволит вам получить свои деньги максимально быстро. Однако, они лукавят. В суде турагент сошлется на статью 9 закона «Об основах туристической деятельности», которая гласит, что ответственность за турпродукт, а вернее за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в турпакет, несет туроператор. Есть Постановление Пленума Верховного суда РФ от 2012 года о том, что надлежащим ответчиком по таким делам является туроператор. Есть ли нарушения со стороны турагента и виноват ли он в том, что турист не вылетел? Нет.

А виноват ли туроператор в случившемся? Ваши деньги он перечисляет поставщикам услуг, авиакомпаниям, отелям, которые также пострадали от карантинных мер.

Что делать? Расторгать договор и бежать в суд? Или согласиться на депозит и ждать открытия границ?

Мой вам совет: подождите. Карантин рано или поздно закончится, а тур останется.

Вы можете аннулировать тур (вариант так себе), можете перенести его на другие даты (мыслим позитивно!), но договор не расторгайте. Подпишите дополнительное соглашение и сохраняйте договор действующим. Это позволит вам получить страховую выплату в случае приостановки деятельности туроператора.

Если же вы расторгаете договор с турагентом, он больше не может представлять ваши интересы перед туроператором и в дальнейшем все проблемы вам придется решать самостоятельно. Поверьте, это очень нелегко.

Расторгнув договор, вы рискуете остаться и без денег, и без тура.

Советую вам задепонировать денежные средства и перенести туры на другие даты. Сейчас туроператоры договариваются с иностранными партнерами и предлагают перенос несостоявшихся туров с сохранением существенных условий договора по той же цене, в тот же отель и на такое же количество дней. Полетные программы рассчитаны вплоть до лета 2021.

Когда откроются границы и заработает туристический сектор, - а это обязательно случится! - вы сможете воспользоваться турами или вернуть деньги. Сейчас же это утопия.

Плюс ко всему в Думе уже рассматривается так называемый «закон о ваучерах», позволяющий туроператорам, авиакомпаниям и другим представителям туристической отрасли переносить выполнение обязательств перед потребителями в случае чрезвычайных ситуаций. Если закон будет одобрен, суд может встать на сторону туроператора. Пока комментариев по закону дать не могу, потому как рассмотрение в процессе и не понятен порядок его применения.

Ну и немного лирики, потому как аргументом для конкретного туриста, потерявшего свои деньги, это не является. Если из-за лавины исков о возврате средств туроператоры начнут останавливать свою деятельность, наши с вами проблемы станут гораздо серьезнее, чем сейчас. А надо ли нам это? Давайте жить дружно, и мечтать о Маврикии, он не так далеко, как вам сейчас кажется 😉

Привет с Маврикия
Привет с Маврикия