Найти тему
ЭКСКУРС TV

Макарьевский монастырь

Макарьевский монастырь, расположенный на высоком берегу Волги напротив Свияжска, был основан в середине XVII века, но предыстория появления обители гораздо старше, и уходит корнями в середину XV века.

Памятник Преподобному Макарию Желтоводскому на территории Макарьвеского монастыря. Фото: Михаил Пугачёв
Памятник Преподобному Макарию Желтоводскому на территории Макарьвеского монастыря. Фото: Михаил Пугачёв

Попадая за ограду монастыря, словно перемещаешься на машине времени куда-то в век XVII. Старые храмы, монахи в чёрных рясах и тишина. Впрочем, тут и за стенами, и внутри них - тишина. Паломников в этой обители не много, братии тоже. Приметы времени - огромная статуя самого Макария Желтоводского и гараж с автомобилями. И мастерская, в которой братья что-то чинят и ладят свои нехитрые механизмы.

Свияжск. Фото автора
Свияжск. Фото автора

На противоположной стороне, через реку, на острове, лежит Свияжск - известный на всю Россию центр миссионерства, туристическая жемчужина и важный исторический пункт на карте: Свияжск стал финальной серией в остросюжетном сериале под названием “Москва и Казань: сто лет противостояния”. Макарьев монастырь был основан много позже, но, как и у Свияжска, история у Макарьевской пустыни начинается не с даты основания.

Панорама монастыря. Фото: Александр Кравчук
Панорама монастыря. Фото: Александр Кравчук

Фактически основан монастырь был схимонахом Исайей в первой половине XVII века. Но духовное рождение обители случилось раньше. Середина XV века - время больших перемен в Поволжье. Клонившаяся к закату и раздираемая внутренними междоусобицами Золотая Орда всё меньше контролировала свою периферию, и на обломках Орды стали возникать новые государства. Одно из них - основанное опальным ордынским ханом Улу Мухаммедом Казанское ханство (в русских летописях - царство). Так как же связаны между собой имена Преподобного Макария, грозного хана Улу Мухаммеда и взявшего у него ярлык на княжение Василия Тёмного и основание монастыря?

Изображение в русских летописях хана Улу Мухаммеда
Изображение в русских летописях хана Улу Мухаммеда

А вот как. Только что обосновавшийся в Казани Улу Мухаммед двинул своё войско на Нижний и Москву. Нижний ему взять удалось, а с Москвой вышла промашка - десять дней осады не дали ничего, Кремль выстоял, и Улу Мухаммед повернул своё войско обратно, по пути собрав богатый “военный урожай” и сжёг Коломну, лишив Московию важного оборонительного пункта на Оке. Поход этот был совершён в 1439 году, и в ходе того похода была разорена Желтоводская обитель, где в полон и был взят сам Макарий и его сподвижники.

Памятник Макарию. Фото Fayk Rockhopper
Памятник Макарию. Фото Fayk Rockhopper

Изучая исторические документы можно прийти к выводу, что руководили тем походом сыновья Улу Мухаммеда, и встреча хана и преподобного Макария произошла уже в Казанской крепости. И здесь надо сделать одну важную сноску: мусульмане умели и умеют чтить и уважать верующих и святых людей другой веры, тем более христианской. Вспомните хотя бы Успенский скит в Бахчисарае – он существовал под носом у крымской столицы во времена Крымского ханства, а ханы жертвовали на его содержание. Не был исключением и Улу Мухаммед. Он узрел в нём несомненного праведника и Божьего человека. Хан отпустил Макария из плена с единственным условием: не возобновлять монастырь и не строить новых обителей на ханских землях.

Икона с изображением Преподного Макария Желтоводского. XVII век
Икона с изображением Преподного Макария Желтоводского. XVII век

Преподобный Макарий упросил хана отпустить вместе с ним и других пленников. По разным источникам, их было от 40 до 400 человек. Эти люди двинулись пешком в нелёгкий обратный путь. И как раз в том месте, где сегодня стоит Макарьевская пустынь, они остановились на первый ночлег. Уходя, преподобный Макарий оставил там памятный крест, и духовное завещание потомкам: основать здесь обитель.

Флаг Казанского Ханства
Флаг Казанского Ханства

Исполнить это завещание сразу было невозможно – эти края будут предметом спора Москвы и Казани ещё добрую сотню лет. Только в начале XVII века схимонах Исайя из Унженского монастыря под Костромой (где скончался Макарий) пешком прошёл путь своего предшественника и основал здесь обитель. Точной даты основания монастыря нет, но это явно раньше 1661 года – именно тогда зафиксирована смерть схимника Исайи, который был реальной исторической личностью. А первое документальное упоминание о монастыре мы находим в грамоте отцу Соломону – настоятелю обителе – на торговое место в Казани у Тайницких ворот Кремля.

Территория монастыря. Слева видна подпорная стенка. Фото Fayk Rockhopper
Территория монастыря. Слева видна подпорная стенка. Фото Fayk Rockhopper

Вообще, взять и вот так просто отпустить пленников, в те времена было весьма высокой благодатью. И чем выше по положению был пленник, тем меньше у него было шансов быть отпущенным просто так. Вспомним судьбы боярина Шереметьева и князя Василия Тёмного. Первый почти полжизни провёл в плену у крымского хана, который несколько переоценил значение Шереметьева при русском дворе. А второй угодил в плен всё к тому же Улу Мухаммеду. И надо думать, имел весьма неприятный разговор с бывшим сюзереном, против которого пошёл войной и которому в руки в итоге угодил. И освобождён Василий был за огромные деньги. А Макария сотоварищи отпустили просто так! Вот вам и уважение перед человеком Бога.

Царь Иван Грозный
Царь Иван Грозный

Ситуация в корне поменялась только столетие спустя. Уже не Улу Мухаммед, о котором оставалась только память, а царь Иван Грозный диктовал свои условия. Казанское ханство осталось без поддержки своего главного сюзерена Крыма, и в условиях военной и торговой блокады, устроенной Москвой, стремительно теряло мощь и сдавало позиции. Одной из последних страниц в этой истории стало основание города Свияжска, ну а последней – битва под Казанью в октябре 1552 года, окончившаяся падением татарской столицы и включением территории ханства в состав русских земель.

Фото Fayk Rockhopper
Фото Fayk Rockhopper

Основанная Исайей обитель была посвящена Вознесению Христову. Именно в канун этого праздника был освобождён из плена преподобный Макарий. Насельников в монастыре было не много – не более 15 человек. Источники XIX века первоначальное местечко называют ещё не монастырём, а скитом. Первой постройкой был деревянный Вознесенский храм и несколько деревянных же келий. Напрестольный крест 1660 года, хранившийся до революции в каменном храме, так же указывает, что к этому году монастырь уже существовал. Тогда же упоминается и первый игумен обители – отец Феодосий.

Нижние ворота монастыря. Фото Fayk Rockhopper
Нижние ворота монастыря. Фото Fayk Rockhopper

В конце XVII века в монастыре, несмотря на его скромное положение в ряду других обителей края, началось каменное строительство. В 1691 году прежний деревянный Вознесенский храм был заменён каменным. Пустынь в те годы была малоземельной, она почти не имела угодий. При монастыре даже имелись крестьянские души – целых четыре бобыля (разорившихся крестьянина) без пашенного надела по описи 1741 года. У соседнего – через реку – Успенского Свияжского монастыря этих душ было более 7 000. Как говорится, почувствуйте разницу.

Виргилиус Эриксен. Конный портрет Екатерины Великой
Виргилиус Эриксен. Конный портрет Екатерины Великой

В 1764 году грянула монастырская реформа Екатерины II, в результате которой пустынь и вовсе оказалась упразднена. Главный храм был превращён в обычную приходскую Вознесенскую церковь. Служили в ней иеромонахи Успенского монастыря с острова, а во время ледохода и ледостава не служил никто. Все строения пустыни были приписаны к Успенскому монастырю, что формально сделало бывший монастырь обычным подворьем. Кроме того, здесь, на монастырском кладбище, хоронили монахов и монахинь островных монастырей. Так что Вознесенская церковь совмещала роли приходской и кладбищенской.

Общий вид монастыря. Фото Олег Наумов
Общий вид монастыря. Фото Олег Наумов

Но проблема заключалась в том, что реформа 1764 года больно хлестнула не только Макарьевскую пустынь. В пользу казны были изъяты земли и крестьяне и других обителей. В Казанской Епархии до реформы было 45 монастырей, а после осталось 18. Лишился своих владений и доходов и Успенский монастырь Свияжска, к которому Макарьева пустынь была приписана. Содержать кладбищенскую церковь стало не кому и не на что. Богатейший монастырь Поволжья превратился в обычную провинциальную обитель, которому не хватало денег на собственное содержание и ремонт зданий – что там говорить о содержании подворий?

Верхние ворота монастыря. Фото Аяз Замалетдинов
Верхние ворота монастыря. Фото Аяз Замалетдинов

Только к середине XIX века мы видим вторую волну расцвета монашества в Российской Империи. Но в начале XIX – конце XVIII века дела обстояли ещё очень плачевно. В 1796 году Архиепископ Казанский Амвросий подал ходатайство в Священный Синод о возрождении заштатного (на своём содержании) Макарьевского монастыря «взамен» закрытого Успенского Болгарского. Спустя два года прошение владыки было удовлетворено. И решающую роль в этом деле сыграло посещение обители в 1798 году императором Павлом I.

Император Павел I Петрович.
Император Павел I Петрович.

Император совершал поездку по Волге и был очарован местом, в котором находилась пустынь. Павел I, вознамерившийся «исправить» «ошибки» царствования Екатерины II, и узнав, что монастырь не действует и находится на грани разрушения, распорядился возобновить обитель. 28 Мая 1798 года Синод, во исполнение распоряжения Государя, утвердил прошение владыки Амвросия. И снова май, и снова престольный праздник монастыря.

Нижние ворота монастыря. Фото Вера Бондаренко
Нижние ворота монастыря. Фото Вера Бондаренко

Что значит термин «заштатный»? Ничего плохого. Он означает лишь то, что монастырь находился за штатом государственного содержания, и обязан был содержать себя сам. Штатные же монастыри получали из государственной казны содержание соответственно классу (1, 2 или 3) и количеству братии. Впрочем, к середине XIX века на эти штаты уже никто не обращал внимания. Вы очень удивитесь, наверное, узнав, что Оптина пустынь и Дивеевский монастырь тоже были «заштатными».

Автор в монастыре. Фото Татьяна Шилинцева
Автор в монастыре. Фото Татьяна Шилинцева

Итак, с 1798 года Макарьевский монастырь снова стал самостоятельной обителью в составе Казанской епархии, но до процветания ещё было далеко. В 1800 году монастырь снова оказался на грани разорения из-за сильнейшего пожара. Сгорели всё ещё деревянные кельи. В таком полуразрушенном виде монастырь просуществовал ещё три десятка лет, когда… его чуть окончательно не добил второй пожар 1829 года. Жаль даже не зданий – их можно отстроить. Жаль библиотеку и документы, сгоревшие в огне.

Обитель. Фото Татьяна Шилинцева
Обитель. Фото Татьяна Шилинцева

В 1830 году, всего год спустя после второго пожара, был построен новый братский корпус с каменным первым и деревянным вторым этажом. С этой даты началось формирование нового каменного ансамбля монастыря, который мы и видим сегодня. Взамен обветшавшего старого Вознесенского храма в 1839 году был построен новый, с высокой колокольней.

Царь Александр I
Царь Александр I

Но напасти словно преследовали монастырь – к пожарам присоединились судебные тяжбы. Со времён Павла I монастырям стали раздавать казённые земли, досталось и Макарьевской пустыни. Но в начале XIX века на небольшие угодья, дарованные монастырю, позарились жители окретсных деревень. Царствовал тогда уже Александр I, и про акты павловских времён в судах стали «забывать». Епархиальное начальство, спасая имущество монастыря, приказало скотную избу на выгоне разобрать и перенести её на территорию монастыря, устроив в ней братские кельи. В итоге обитель суд выиграла – на это ушло 11 лет времени и тонны конторской бумаги. Случилось это при отце Макарии, посягавшие не только вернули земли, но и выплатили денежную компенсацию, на которую и был построен братский корпус.

"Нашествие велосипедистов на Макарий" в рамках традиционного ежегодного велопробега Казань - Макарьевский Монастырь. Фото Татьяна Шилинцева
"Нашествие велосипедистов на Макарий" в рамках традиционного ежегодного велопробега Казань - Макарьевский Монастырь. Фото Татьяна Шилинцева

В 1816 году указом Консистории пустынь была переведена в разряд общежительных. Что это такое? Все монахи общежительного монастыря всё необходимое – еду, обувь, одежду и прочее – получают от монастыря. Труд монахов безвозмезден, все результаты труда принадлежат монастырю, и никто из монахов, в том числе и настоятель, не имеет права на частную собственность, а следовательно, прав дарения и наследования. Такой вот коммунистический рай в отдельно взятом монастыре.

Монастырь остался за кормой. Фото Евгений Хомяков
Монастырь остался за кормой. Фото Евгений Хомяков

Монастыри, при всей своей отрешённости, существуют не в вакууме, и чутко реагируют на внешние изменения. Так было при екатерининской реформе, едва не отправившей в нокдаун половину русских обителей, так было и после реформы Александра II. Во-первых, увеличилось количество уходящих в монашество – стало элементарно больше рабочих рук и возможностей содержать обители. Во-вторых, освободившиеся крестьяне стали предпринимательствовать, а добившись успехов – никогда не забывали о монастырях и церквях, а кроме них – жертвовали и купцы, помещики, дворяне, иногда даже государственные чиновники. То есть вторая волна расцвета монастырского дела в России пришлась на волну экономического роста страны в целом после реформ середины XIX века.

Автор ведёт экскурсию по монастырю. Фото Аяз Замалетдинов
Автор ведёт экскурсию по монастырю. Фото Аяз Замалетдинов

Кроме объективных причин были, разумеется, и субъективные. Среди таких «субъективных» причин – иеромонах Нил (Хрисогонов), молитвенник и бессеребренник, собиравший средства на помощь беднейшим семьям духовного сословия, да и не только духовного, и на дел украшения Макарьевского монастыря. Протоиерей Евфимий Малов, историк и автор многих трудов по истории края, в своей книге о Макарьевском монастыре почти половину объёма отвёл жизнеописанию этого удивительного человека.

Общий вид обители в начале XX века. Почтовая карточка (прибл. 1910 - 1912 гг.)
Общий вид обители в начале XX века. Почтовая карточка (прибл. 1910 - 1912 гг.)

В самом конце XIX века, в период настоятельства игумена Димитрия, доходы монастыря растут год от года. Это самый тучный период в истории монастыря и время особенного внимания к нему меценатов из Казани, Свияжска и окрестностей. В эти годы «заштатный» Макарьевский монастырь мог сравниться по уровню собственных доходов со значительно более известными Раифским и Зилантовым монастырями. То же и с численностью братии. В 1798 году заштатной Макарьевой пустыни было положено иметь 7 братьев: настоятеля, двух иеромонахов, одного иеродиакона, одного монаха и двух послушников. Реально же послушников всегда было больше, а бюрократические препоны легко обходились объявлением послушников «на своём содержании». Итак, при положенных 7 братьях в 1798 году в 1881 году в монастыре было 29 братьев, а в 1909 – уже 45. Бывшее подворье в тот год обогнало бывшую «метрополию».

Вид обители в начале прошлого века. Фотограф М. Дмитриев, Нижний Новгород.
Вид обители в начале прошлого века. Фотограф М. Дмитриев, Нижний Новгород.

Мы же помним, что основной прирост во второй половине XIX века дали именно крестьяне? Что это значит? Это значит, что монастыри пополнялись «специалистами» по сельскому хозяйству по призванию и по духу, отсюда и весьма успешное управление земельными наделами. К концу XIX века монастырь обзавёлся крепким хояйством, имея пашни, сенокосные луга, рыбные ловли. Монастырь владел землямы у сёл Верхние Вязовые, Красновидово, у Щучьего озера (ныне под водами Куйбышевского водохранилища), у деревни Максабаш под Лаишево. Из казны был выделен лес в Петропавловской даче Свияжского уезда, а у деревни Русское Бурнашево был приобретён участок пашни у купца Шатунова. К началу ХХ века – почти 5 квадратных километров земли и воды. Бедный, говорите, был монастырь?

Вид на Волгу из монастыря. Фото Fayk Rockhopper
Вид на Волгу из монастыря. Фото Fayk Rockhopper

Кроме всего вышеописанного, в 1904 году монастырь обзавёлся своей собственной пасекой – целых 135 ульев на вершине горы выше кладбища. Строительство тоже не стояло на месте, хотя шло не такими скорыми темпами, как в других монастырях епархии. В 1860-х построен, а в 1887 году капитально обновлён храм «Всех скорбящих радости». В 1888 году построен странноприимный дом, в 1889 году – большой двухэтажный братский корпус, в 1892 году – часовня над святым источником. Кстати, здания монастыря были застрахованы Русским Страховым Обществом на 31 750 рублей. В те годы это было обычным делом, учитывая регулярность пожаров и других природных катаклизмов.

Лев Троцкий в Красной армии
Лев Троцкий в Красной армии

Впервые с опустошением не от пожара, но от рук человеческих Макарьевский монастырь столкнулся в 1918 году. Период с августа по сентябрь выдался для Казани самым страшным этапом гражданской войны. Бездарное поражение Вацетиса, имевшего почти втрое превосходящие силы, привело Троцкого в бешенство. Штаб Восточного фронта красных был перемещён в Свияжск, где Троцкий во устрашение устроил показательную децимацию. В те же дни была разграблена и Макарьевская пустынь. К началу 20-х годов ХХ века наблюдалось здесь некоторое оживление, но уже в 1922 году монастырь закрыли окончательно.

Вид Макарьевской пустыни в 1955 году. Фото Васьян Порфирьев
Вид Макарьевской пустыни в 1955 году. Фото Васьян Порфирьев

С 1936 по 1986 год на территории монастыря находился детский противотуберкулёзный санаторий. Храмы и корпуса в это время очень сильно пострадали, утратив целостность архитектуры и внутренне убранство. Внутренне пространство было разбито перегородками. В алтаре Вознесенского храма устроили туалет. В 1986 году санаторий закрыли, и на 10 лет территория обители оказалась просто бесхозной. Первый храм в епархии, не считая не закрывшейся церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, был возвращён верующим только в 1989 году – им стал Петропавловский собор. В 1990 году был составлен план реставрации обители с подробным описанием её состояния к концу советской эпохи. Слабонервным, как говорится, его лучше не читать. Официально передача монастыря обратно церкви состоялась в 1996 году. Обновлённому монастырю в этом году исполнится 24 года. И фактически всё это время ведутся реставрационные работы.

Подгородняя Макарьевская Пустынь. Фото Мария Казанская
Подгородняя Макарьевская Пустынь. Фото Мария Казанская

У монастыря очень интересное положение – он стоит не на вершине холма, ни у подножия, а на маленьком уступе между ними. Часто в литературе прошлого его называли подгорным. Хотя, вероятнее всего, это опечатка от слова «подгородняя», то есть, «пригородная» - имелось ввиду близкое расположение к некогда крупному городу Свияжску. Хотя, опечатка тоже попала в цель. Причём монастырь почти не изменился внешне (об утраченных интерьерах я уже говорил) с XIX века – это редкое явление для наших мест, да вообще для обителей. Добраться сюда проще и приятнее всего из Казани на теплоходе до пристани «Рудник» - она расположена под самым монастырём. Утром сюда – вечером отсюда. Можно устроиться на пикник на берегу. Взять фотоаппарат и книгу. И устроить себе день уединения на Волжском берегу.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях

Проект "История"
Цикл "Русский Храм"
Двенадцать Балаклавских Апостостолов |