Найти в Дзене
Fridays For Future

Почему сотни тысяч людей в России потеряют работу в течение 10 лет

Оглавление

Мир меняется очень быстро, профессии миллионов людей постоянно оказываются неактуальными. Сейчас во многих развитых странах обсуждают такое понятие, как "just transition", в переводе на русский — справедливый переход.

Люди не виноваты, что технологии развиваются так быстро, поэтому правительство должно выполнять свои функции и помогать населению перестроиться.

По всему миру закрываются угольные шахты, так как угольная промышленность загрязняет воздух и производит наибольшее количество углекислого газа по сравнению с остальными типами электростанций — 1 кг СО2 на кВт⋅ч. Сейчас быстро развиваются возобновляемые источники энергии. Во многих регионах они стали экономически более выгодными, чем уголь, а где-то даже дешевле, чем газ.

Переход на ВИЭ — это не вопрос технологий и средств, а времени, даже если не верить ученым и отрицать климатический кризис.

Нефть VS Возобновляемая энергетика
Нефть VS Возобновляемая энергетика

Так как в России существуют моногорода и даже регионы, где большая часть доходов приходится на угольную промышленность, то важно сейчас начать думать о том, что случится с людьми, которые там живут.

Есть ли у правительства план на федеральном или региональном уровне? Почему в подобных городах все еще призывают молодежь учиться на шахтеров, если эта профессия уже не актуальна? Почему не происходит диверсификация экономики?
Мы можем задать много подобных вопросов, на которые, к сожалению, у нас нет ответов. Но сейчас жизненно важно начать их обсуждать!

Когда в 2015 году было подписано Парижское соглашение, и мир решил бороться с климатическим кризисом, чувство обреченности охватило всех европейских шахтеров — от Запада Испании до Восточной Польши.

Часто загрязняющие компании угрожали сотрудникам увольнением, утверждая, что давление экологических организаций приводит к ужесточению правил, которые делают производство слишком дорогим.

-3

Что такое “справедливый переход" (СП)?

Это модель развития, направленная на создание условий для достойной оплаты труда и достойной жизни для всех трудящихся. Таким образом, планирование справедливого перехода на низкоуглеродную экономику (НЭ) должно производиться на местном уровне. Борьба за справедливый переход должна начаться немедленно, независимо от того, как долго будут действовать загрязняющие отрасли.

Работа над справедливым переходом объединяет шахтеров, угледобывающие предприятия и защитников окружающей среды в поисках того решения, которое лучше всего подходит для их регионов и общин. 

Шаг 1: Понимание концепции

Центральные элементы справедливого перехода:

• Модель экономического развития.

Фокус должен быть не только на поиске зеленых инвесторов, но и на комплексном подходе. Необходимо учитывать такие факторы, как инфраструктура, государственная и социальная политика, налогообложение, образование и участие граждан в принятии решений.

• Учет региональных и местных особенностей.

Низовые мнения должны учитываться на стадии подготовки, реализации и оценки эффективности политики СП.

• Достойная оплата труда и достойная жизнь.

Вновь созданные «зеленые» рабочие места должны быть сопоставимы с теми, которые исчезают. Это касается как заработной платы, так и требуемого уровня квалификации.

• Меры по сокращению загрязнения.

Для каждого региона технологии для перехода на низкоуглеродую экономику могут быть разными: для кого-то лучше солнечная энергетика, для кого-то — другие возобновляемые источники энергии, для кого-то — менее прогрессивные источники энергии, которые все равно лучше угля.

Экологичный ("зелёный") мегаполис
Экологичный ("зелёный") мегаполис

Шаг 2: Правильный выбор региона для интенсивной политики

При выборе региона должны учитываться следующие факторы:

• наличие доминирующей отрасли, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

• значительный процент населения, которое работает или работало в этой отрасли;

• местная экономика прямо или косвенно зависит от этой отрасли.

Шаг 3: Знание потенциала

Необходимо четкое понимание региональных особенностей, чтобы найти правильные решения. Сначала нужно собрать воедино всю информацию, предоставленную разными экспертами и организациями. Информации много, ее нужно принимать во внимание, если она отвечает на следующие вопросы: 

Данные о населении: кто будет получать выгоду от перехода на низкоуглеродную экономику, и кто будет его поддерживать? Каковы пропорции разных возрастных групп в регионе? Сколько молодых людей осталось в регионе, а сколько уже мигрировало/переехало в другой регион? Какие самые распространенные профессии?

• Инфраструктура: насколько развиты транспортная коммуникация и дороги? Где находятся действующие или выведенные из эксплуатации промышленные парки? Насколько хорошо развиты объекты коммунального хозяйства?

• Бизнес: какие другие предприятия есть в регионе? За последние 20 лет какие факторы повлияли на их развитие и что необходимо для увеличения числа сотрудников?

• География: где находится наиболее плодородная почва и какие земли пригодны для определенных видов сельского хозяйства? Какие районы обладают наибольшим туристическим потенциалом? На каких деградированных землях еще можно посадить леса / установить ветряные турбины или солнечные панели?

Зелёный город
Зелёный город

Шаг 4: Согласие между ответственными лицами

Концепция справедливого перехода может в какой-то степени продвигаться одним субъектом, но сам процесс СП не может быть запущен индивидуально. Если проект перехода на НЭ нацелен произвести региональный эффект, местные власти должны взять на себя роль лидеров. Они играют важную роль по многим причинам:

  1. Они лучше всего понимают местные реалии и имеют необходимый опыт.
  2. Они уполномочены проводить данную политику, представляя интересы граждан.
  3. Они владеют инструментами для осуществления согласованных с гражданами мер.

Шаг 5: Общественные консультации

Развитие справедливого перехода должно идти снизу вверх, поэтому перед началом процесса перехода необходимо узнать мнение людей, которые ежедневно и непосредственно страдают от загрязняющей промышленности и от ее убывающей активности. Консультации должны быть инклюзивными. Нужно узнать мнение всех людей, проживающий рядом с районом, в котором находятся загрязняющие предприятия, независимо от возраста, пола, рода занятий, политической или религиозной принадлежности и т.д.

Каолиновый карьер в Челябинской области.
Каолиновый карьер в Челябинской области.

Шаг 6: Истории успеха

• Рурская область в Германии:

В 1950 из-за подъема цен на уголь, решили от него потихоньку отказываться: провели переподготовку рабочего персонала, продвигали технологические инновации, провели реконструкцию жилых районов. Из-за этого там появились новые экономические активности в основном направленные на информационные технологии, биомедицину или технологии охраны окружающей среды. В регионе сложилась самая крупная сеть академических институтов в Германии, состоящая из 5 университетов и 8 технических школ, и более 600 новых компаний.

В 1996 город Гельзенкирхен в Рурской области постепенно начал свой переход от горнодобывающей промышленности к другим альтернативным видам деятельности, построив научный центр, специализирующийся на разработке новых технологий, как по энергоэффективности, так и по использованию солнечной энергии и чистых видов топлива. Было создано около 26 000 рабочих мест, и регион превратился в крупный студенческий и исследовательский центр.

• В Корнуолле, Великобритания, после 150 лет эксплуатации был закрыт каолиновый карьер.

В 1995 году на его месте построили проект «Eden» — самую большую коллекцию теплиц в стране и также научно-образовательный центр. Было создано около 400 рабочих мест, и в первый же год компания зафиксировала выручку примерно в 190 миллионов евро. Вот тут можно побольше почитать о проекте.

Вот так он выглядит сейчас. В России тоже есть каолиновые карьеры (в районе Байкала и на Урале).

Проект "Эдем" в Корнуолл, Великобритания. Фотография взята с сайта photoshare.ru
Проект "Эдем" в Корнуолл, Великобритания. Фотография взята с сайта photoshare.ru

Шаг 7: Поддержка на национальном уровне

Как только проект будет спланирован на местном уровне, ему потребуется поддержка со стороны центра. Полномочия по принятию решений и необходимые ресурсы сосредоточены на национальном уровне. Коммуникация между местными властями и центром должна быть прозрачной.

Конкретные меры в меньшем масштабе, такие как начало крупных инвестиций в СП или локальные образовательные программы, также могут исходить из центра. Центр может выделить финансовые ресурсы для СП, которые будут распределять на местном уровне.

Шаг 8: Идентификация финансовых инструментов

Пример — в Евросоюзе есть проект финансирования справедливого перехода. С 2021 года деньги с этого проекта пойдут на:

• Образовательные / учебные инициативы для переквалификации работников;

• Помощь в поиске работы;

• Развитие бизнеса;

• Мониторинг и меры профилактики для предотвращения или сокращения негативного влияния процесса реструктуризации на физическое и психическое здоровье.

В ЕС есть также другие программы, которые помогают:

• Повышать конкурентоспособность малых и средних предприятий;

• Поддерживать переход к низкоуглеродной экономике и устойчивое развития городов;

• Создавать рабочие места;

• Содействовать развитию чистой энергетики и энергоэффективности в целях поддержки низкоуглеродной экономики;

• Продвигать научные исследования, технологическое развитие и инновации;

• Поддерживают экономическую конкурентоспособность и развитие бизнеса.

Глобальное изменение климата
Глобальное изменение климата

Выводы

Нет единого рецепта для осуществления справедливого перехода, т.к. регионы, в которых доминирует только одна промышленная отрасль (например, угледобыча) сильно отличаются друг от друга. У каждого региона свои социальные, политические, экономические и культурные особенности. Но представленные выше 8 принципов могут помочь наиболее справедливо организовать переход на НЭ.

Всё это звучит на словах просто, но для достижения реальных изменений нам нужно проделать огромную работу, которая в итоге может помочь сотням тысяч людей и развитию целых регионов. А отрицание необходимости изменений нас может привести к социальному и экономическому кризису, который в итоге отразится на всех.

Ранее мы писали статью "У нефти нет будущего. Есть ли оно у нас?".

Введение к статье написал Аршак Макичян. Часть текста является переведённым и переработанным конспектом статьи «Восемь шагов к справедливому переходу на низкоуглеродную экономику». Его подготовила Дарья Василевская.