История эта поразительна как местом исчезновения жертв , так и смертью главного подозреваемого. Но не будем забегать вперед и начнем с начала.
Точнее с самого громкого места этой истории – лета 2000 года , когда подряд пропали 5 абитуриенток АлтГТУ.
Летом 2000 первой в конце июня пропала 16-летняя Юлия Техтиекова. Просто пошла в здание института и.. больше ее никто не видел.
Через месяц , 28 июля пропала абитуриентка Лилиана Вознюк. Она были иногородняя, жила в общежитии. Ушла на консультацию и не вернулась.
После пропажи Вознюк на территории университета усилили охрану, опечатали не используемые кабинеты, привлекли студентов старших курсов к патрулированию территории. Но это не помешало маньяку вновь совершить нападение. Первого августа Оля Шмакова пошла узнать результаты экзаменов и.. пропала. Последний раз ее видели в фойе главного корпуса. Спустя день после пропажи отец Шмаковой пришел подать заявление о пропаже дочери, но в милиции отказались принимать. Только после скандалов заявление было принято. Отец начал свое расследование и увидел систему в пропаже девушек, и попытался сообщить об этом следователю, но тот просто отказался слушать.
8 августа пропадает Анжела Бурдакова 17 лет. Она отправилась в 214 кабинет, что бы написать заявление о поступлении на платное отделение, получила бланк, вышла в коридор и пропала.
Что примечательно- родители Бурдаковой сразу подняли тревогу, но руководство города в лице главы Владимира Баварина заявило “У нас праздник города на носу, вы что хотите весь город на уши поставить?”. Курс на замалчивание взят. Неизвестные лица начали срывать листовки с фотографией Бурдаковой.
По городу шла волна слухов, среди жителей началась паника, казалось , нет человека в Барнауле, который не слышал о загадочных исчезновениях. И тут пропадает 15 августа успешно сдавшая вступительные экзамены Ксения Киргизова. Последний раз Ксению видела подруга у входа в главный корпус.
Очень важной деталью является то,что августовские пропажи совершались по вторникам.
Отец Ксении Киргизовой оказался влиятельным бизнесменом и после его вмешательства розыскные дела переквалифицируют в уголовные, объединяют в серию и начнут масштабные поиск.
Но время было упущено. Оказывается, ориентировки на пропавших начали появляться в милиции только к концу августа. Люди Киргизова проверяли вокзалы, посты ГАИ в Барнауле и соседних городах- ориентировок нигде не было, девушек милиция не искала. Поразительный факт- родители и общественники за свой счет напечатали листовки, а телефоны которые дала милиция для приема информации от населения- просто не работали. Милиция играла на стороне маньяка.Даже были случаи, когда жители Барнаула звонили 02, но дежурный РОВД заявлял что не знает о каких пропажах идет речь. Была версия, что девушек отправили в сексуальное рабство – были отправлены запросы в соседние страны, но все тщетно. В начале сентября 2000 года, недалеко от поселка Южный была найдена одежда Киргизовой.
Одежда была разорвана, в карманах была найдена схема университета и студенческая справка. Вещи были разбросаны демонстративно, порваны по швам, видимо не на теле жертвы. Записная книжка висела на ветке на высоте 1 метр от земли. Шанс найти девушку живой растаял. Но самое интересное началось дальше- обследуя окрестности поселка Южное, поисковики обнаружили пять свежих могил на местном кладбище.
Казалось бы следствие приблизилось к разгадке тайны, но могилы оказались… пусты! Никто из местных жителей о их происхождении ничего не знал. Маньяк играл со следствием.
Следствие начало отрабатывать душевнобольных и сектантов, но этот след не привел никуда. Масштабные поиск обнаружили такие находки как – черепа репрессированных в 1920-е годы монахинь, ампутированные конечности, не захороненные сотрудниками местного морга. Барнаул тихо погружался в панический страх. Но тут происходит страшная находка. Недалеко от села Бураново были найдены человеческие останки.
Место обнаружения останков было хорошо знакомо как местным жителям так и правоохранителям.
В 1998 году в месте “крысы- мыши” был найден труп неопознанной девушки. в 1999 году там же нашли тело пропавшей Светланы Опариной, которая была… абитуриенткой АлтГТУ, ушла в университет и пропала. Зная все это следствие не учитывает эти нюансы , не берет “крысы-мыши ” под наблюдение - очередная халатность.
Останки, найденные в “крысы-мыши” принадлежали Анжеле Бурдаковой. Большие силы были брошены на прочесывание окрестностей Бураново. Было привлечено более 200 военнослужащих, которым обещали за находки отпуски, это сыграло свою роль. Через 6 километров стали находить женские вещи и были найдены останки Ксении Киргизовой. Затем нашли тело Оли Шмаковой, последней нашли останки Юли Техтиековой.
Тщательные экспертизы не обнаружили следов маньяка. К следствию привлекли психиатров- был составлен психологический протерт. Маньяку было 35-40 лет, он имел семью и детей, имел возможность регулярно отлучаться без подозрений. Очевидно, что маньяк имел автомобиль.
Практически сразу при отработке версий университет пытался снять с себя всякую отвественность и причастность к серии похищений. А зря.Университет очень сложный архитектурный объект, имеющий 10 корпусов, соединенных темными переходами, общий коллектор, хозяйственные постройки. Даже выходов было 54, только 4 из которых охранялись вахтерами.
Швецов, являющийся на тот момент проректором ВУЗа заявил, что милиция все проверила, все хорошо. Хотя хорошо не было- в ходе расследования были выявлены преподаватели взяточники, преподаватели , домогающиеся до студенток и куча других пороков. Мать Юлии Техтиековой вспоминала, что дочь отзывалась об университете как о мрачном месте , где легко заблудится. Университет экономил электричество, особенно на переходах из корпуса в корпус. Так же отмечается очень хорошая система вентиляции подвалов- запахи там не застаиваются. Интересна позиция университета- до 15 августа профилактика похищений не велась, 2 августа было торжественное зачисление бюджетников и не было даже объявлено что пропадают девушки. Так же выяснилось, что до прочесывания университета милиционерами с собаками в одном из кабинетов случился пожар. Последствия были устранены на следующий же день, и сотрудники университета тщательно скрывали этот случай.
В деле даже появился “израильский след” – отцу Шмаковой позвонил некто, представился что из Израиля, назвал фамилию Черноиван, и заявил- девушки здесь , в Израиле. В последствие были установлено, Черноиван действительно существует и живет в Израиле, но отцу Шмаковой он не звонил, а его данные есть в телефонных справочниках в Израиле. Скорее всего это был ловкий ход маньяка, пытавшегося сбить следствие с толку. За эту ниточку никто не потянул, ведь можно было попробовать установить, кто ездил из Барнаула в Израиль и попытаться вычислить маньяка. Следствие установило что звонок был международный.
Нашлась свидетельница, которая видела как к ее дочери подошел крепко сбитый высокий мужчина, который спросил куда та поступает? Та ответила – на гуманитарный, и мужчина сказал что это не здесь давайте я вас провожу. Дочь позвала мать, и они втроем отправились в другой корпус. Со слов матери- шли они темным полуподвальным коридором, по пути им никто не встретился, на середине пути мужчина спросил – нужны ли им методички и продал им методичку. Затем мать сказал что их ждет муж и странный мужчина быстро вывел их назад к главному корпусу. Отметим- это явно был сотрудник университета- у него были методички и он легко ориентировался в лабиринтах университета.
Кроме 5 жертв, пропавших летом 2000 и 2 девушек из “крысы- мыши” были еще жертвы. 14 июля пропала мать абитуриентки Аграрного университета Натальи Михалюковой- Валентина Михайлюкова. Во вторник 18 июля мать одной из абитуриенток Алтайского института культуры- Нина Шакирова, отправилась узнать результаты экзаменов и пропала. Так же в овраге, где нашли тела Бурдаковой и Киргизовой, нашли череп тувинки , поступавшей в АлтГТУ в 1999 году, и числившейся пропавшей без вести. Недалеко от этого места нашли обувь, по описанию принадлежащую Валенитне Михайлюковой. Стоит отметить, что местный охотник еще зимой сообщал в милицию о трупе в нижнем белье в овраге- и опять безразличие. Таким образом количество жертв доходит до 10 человек.
Дело начал курировать известный московский генерал Владимир Колесников.
Колесников прославился тем, что его невиновные подозреваемые брали на себя чужую вину- Игорь Бушнев оговорил себя под давлением Колесникова по делу убийства священника Александра Меня, так же Колесников чистит Красноярский край от бизнесмена Быкова, в пользу Дерипаски и Абрамовича. 27 октября задерживают торговца женской обувью с местного рынка Александра Анисина, 45 лет. Он имел две судимости- в 1978 году сидит за хулиганство, в 90-х на исправительных работах за попытку кражи. Он имел автомобиль. Его арестовали по наводке одной из абитуриенток АлтГТУ, которым он предлагал помощь в поступлении в университет. На допросах он сознается в убийствах, что не мудрено, у Колесникова все сознаются. В камере Анисин пытается повесится на шнурке, но не удается. Обстоятельства ареста не ясны- задерживают его за хранение обреза в гараже. Так же не ясны обстоятельства смерти. 1 ноября в сопровождении конвоиров, криминалиста, оперативников- всего 9 человек, он вырывается и выпрыгивает в окно. существенных доказательств против него не было, сам он выпрыгнул или помогли тоже не известно. в 2003 году дело было приостановлено, а девушки пропадать в АлтГТУ якобы перестали, хотя ежегодно в Барнауле исчезает порядка 300 человек.
Общий вывод всей этой истории- следователи во главе с Колесниковым подыграли маньяку, сделали вид что убийцу нашли, а маньяк изменил почерк или затаился, возможно вообще уехал в другой город, где его новые преступления ,в силу особенностей российской правоохранительной системы, никак не связывают с барнаульской серией. Вероятнее всего это был преподаватель АлтГТУ, вероятно гуманитарных наук, параллельно читавший курсы в Аграрном институте и Институте культуры, этим обьясняется его хорошее знание этих вузов, наличие методичек по русскому языку и истории. К тому же сам характер игры со следствием- пустые могилы, израильский след- наводят на мысли об интеллектуальном маньяке, который вполне мог изменить почерк благодаря самоубийству подозреваемого Анисина, наслаждаясь безразличием следствия.
О месте “крысы-мыши” мог знать либо местный житель, либо историк краевед. Нужно было совместить эти факты- преподаватель гуманитарных наук, возможно историк, преподает в разных вузах, возможно родом из села Бураново или окрестных сел, возможно ездил в Израиль… и где то эти предположения сложились бы в портрет конкретного человека…
Способ убийства студенток не афишировался. Значит ли это, что кто-то что-то умолчал или следсвие скрывало намеренно? Связан ли пожар в университете с пропажей абитуриенток? Какова роль генерала Колесникова в этом деле? Что стоит за загадочной игрой маньяка? В этом деле больше вопросов, чем ответов. Но это больше не заботит следствие, ведь дело закрыто.