Найти тему
КиноПолка

"Сквозь горизонт" Детали и факты об одном из самых жутких космических хорроров.

"Бескрайний космос. Беспредельный террор"
"Бескрайний космос. Беспредельный террор"

6.70/10

Рейтинг IMDB

Бюджет: 70 000 000 $

Сборы: 26 673 242 $

Длительность: 1 ч 36 мин

Производство: США, Великобритания

Премьера: 15 августа 1997

Режиссер: Пол Андерсон

Сценарист: Филип Эйснер

Продюсеры: Джереми Болт, Лоуренс Гордон, Ллойд Левин

Оператор: Эдриан Биддл

Монтажер: Мартин Хантер

Художник-постановщик: Джозеф Беннет, Дэвид Оллдей, Филип Элтон

Композитор: Майкл Кэмен, Orbital

Несмотря на то, что фильм с коммерческой точки зрения оказался провальным, он в последствии обрел множество поклонников и ценителей среди кинозрителей по всему миру и по праву стал одним из эталонов космических ужасов. Так в чем же причина такого неуспеха на старте и такой любви среди ценителей жанра, которая не остывает до сих пор?

Как известно, картина незаслуженно получила множество отрицательных отзывов критиков. Сам же Пол Андерсон выразился по этому поводу так: «Честно говоря, мне вообще... плевать на то, что в этих критических рецензиях пишут. Если бы рецензии отражались на успехе фильмов, то мне и Майклу Бэю давным-давно было бы нечего есть, и мы бы устроились на подработку в Starbucks. Я снимаю свои ленты не для критиков — даже так скажу: я не снимаю картины, которые могли бы критикам понравиться. Я кинематографист-популист, снимаю каждый фильм, выкладываясь по полной, а затем стараюсь не анализировать получившееся — просто двигаюсь дальше» Добавим к этому высказыванию режиссера некоторые интересные факты и моменты, которые могут быть незнакомы даже тем, кто периодически пересматривает данный фильм уже не первый год. Для тех же кому еще не доводилось видеть "Сквозь горизонт" данная подборка фактов, связанных с кинопроизводством предоставит возможность представить на сколько скрупулезной и детальной была работа над созданием данной картины.

Крестообразная форма корабля была выбрана совершенно не случайно
Крестообразная форма корабля была выбрана совершенно не случайно

Первая версия сценария была создана Филипом Эйснером в 1992-м году.
В первоначальной версии сценария предлагалось использование космического корабля в качестве лаборатории неизвестной инопланетной расы, ставящей опыты над членами экипажа. Однако, когда Пол Андерсон занял режиссерское кресло, он сразу же предложил отказаться от инопланетян и сделать фильм куда более необычным и инфернальным. Так же в первоначальной версии сценария машина для создания черной дыры выглядела как гладкий и ровный черный шар, который висел в воздухе между двумя механическими руками. Этот механизм создавал устойчивую черную дыру и питался энергией корабля, позволяя искривлять пространство и время для моментального перехода из точки "А" в точку "Б". Конечной точкой путешествия "Горизонта", стоит напомнить, была Проксима Центавра. Но, выражаясь языком Воланда, звездному страннику и его первому экипажу пришлось посетить: "гораздо более далекое место, чем самые отдаленные звездные системы".

На создание видеоряда с орбитальной станцией в начале фильма была затрачена почти треть бюджета.
На создание видеоряда с орбитальной станцией в начале фильма была затрачена почти треть бюджета.

Эндрю Кевин Уолкер, принявший участие в работе над лентой, написал сценарии к таким фильмам, как «Сонная лощина», «8mm», «Семь», «Человек-волк» неоднократно дорабатывал и переделывал сценарий, однако не вошел в список продюсеров. Небольшой образец этих сцен можно увидеть на специальном издании фильма «Сквозь горизонт» В комментарии к DVD изданию, режиссер Пол Андерсон заявил, что сожалеет об удаленных сценах, но они никогда бы не позволили фильму пройти цензуру и увидеть релиз в заявленном рейтинге "R". Данный рейтинг "R" (Restricted, ограниченный) означает, что в фильме есть сцены, предназначенные только для взрослых, дети до 17 допускаются в зал только в присутствии взрослых, соответствует российскому 18+, содержит явно сексуальные сцены, насилие, сексуальную лексику. И несмотря на это изначально фильм мог бы смело переплюнуть и категорию NC-17, которая является является категорией строго 21+. Многие сцены были не только вырезаны, но и безвозвратно потеряны. Вот еще одна цитата от главного идейного создателя картины: "Там было намного больше, чем показали в фильме. Но вы никогда не увидите исправленную версию, потому что мы сняли"Сквозь горизонт" до революции DVD. Вы знаете, DVD открыл новую эру, когда появилась возможность использовать дополнительные кадры, удаленные сцены и тому подобное. Когда мы выпускали только VHS-кассеты и лазерные диски, этого всего не было. Таким образом, материал просто не был заархивирован как следует. И лишь после того как фильм стал настоящей культовой классикой, Paramount попросили нас вернуться и сделать разные версии, и мы искали материал, но его просто не существует". Тем не менее отдельные кадры и два небольших видеофрагмента все еще существуют на просторах сети и дают представление о том, каким на самом деле планировался фильм. Хотя и без них кино получилось достаточно мрачным и жестоким.

Гравитационный привод, выполнявший роль портала между измерениями.
Гравитационный привод, выполнявший роль портала между измерениями.

Интересные факты:

Космические скафандры, которые носили актеры во время съемок, весили 65 фунтов каждый (около 25 килограмм). Лоуренс Фишборн, по неизвестной причине, прозвал их "Дорис". Дизайн скафандра для фильма разработал Джон Молло. Этот талантливый художник прославился своими работами для таких фильмов, как: Звездные войны, Чужой, Чужая земля, Ганди, Эйр Америка и других. Сами же костюмы для фильма создавала знаменитая английская компания FB-FX (на ее счету реквизит к таким фильмам как: Судья Дредд, Затерянные в космосе, Гладиатор, Ганнибал, Звёздные войны: Эпизод 2, Гарри Поттер и тайная комната, Пираты Карибского моря, Троя, а также другие известные фильмы, которые вы наверняка знаете). Все костюмы героев созданы на основе реальных моделей комбинезонов космонавтов. Это связано с тем, что в то время в научной фантастике приветствовалась натуралистичность и достоверность.

Конструкция корабля «Сквозь горизонт» была смоделирована на основе кафедрального собора Нотр-Дам. Даже его внутренний интерьер имел много крестообразных форм.

Другой перевод названия фильма «Горизонт событий» — астрономический термин, обозначающий границу в пространстве, пройдя которую тело уже не сможет преодолеть притяжения Черной дыры и неминуемо будет поглощено.

По задумке Пола Андерсона внутренние интерьеры «Льюиса и Кларка» должны были напоминать интерьеры и декорации космического буксира «Ностромо» из фильма «Чужой», но, во избежание плагиата от этой идеи пришлось отказаться. Так же упоминание Льюиса и Кларка не случайно - это отсылка и дань уважения реально существовавшим американским путешественникам и первооткрывателям.

Изначально Пол Андерсон хотел, чтобы «Orbital» записали саундтрек к фильму. Однако чиновники студии были против такой идеи. В результате было решено соединить воедино оркестровую музыку и техно: «Orbital» записали саундтрек к фильму вместе с Майклом Кэменом.

Изначально главную роль должен был играть Джереми Айронс.

Для съемки заключительных сцен Сэму Нилу приходилось вставать в 3 часа ночи, так как наложение грима занимало 7-8 часов.

Через несколько лет, после выхода фильма «Сквозь горизонт», Лоуренсу Фишборну снова достанется роль капитана корабля, но на этот раз в фильме «Матрица», где он будет пилотировать уже "Навуходоносер"

Доктор Уильям Вейр имеет реального исторического прототипа - Иоганна Вейера (1515 - 1588) также известного как Wier или Wierus. Он был голландским врачом и оккультистом, чернокнижником и еретиком, а также учеником Агриппы Неттесгеймского, как гласит легенда. Автор книги «Иерархия демонов», где подробно классифицировано 69 демонов.

Первоначально персонаж Старк, которого играет актриса Джоэли Ричардсон (Joely Richardson), был мужского пола.

Альтернативная концовка, так и не ставшая официальной
Альтернативная концовка, так и не ставшая официальной

"Пасхалки" и отсылки "Горизонта"

По словам главного продюсера, одной из первых сцен, которая была удалена из финальной версии фильма, был брифинг. Во время этой короткой сцены доктор Вейр объяснял адмиралу Холлису, почему именно для него так важно самолично отправиться на "Горизонт". Примечательно также то, что среди декораций присутствует модель парусного корабля.
Отсюда можно сделать вывод, что фильм «Сквозь горизонт» - это дань истории про «Летучего голландца» и другие корабли-призраки.

Пол Андерсон встретил свой 31-й день рождения на съёмках фильма «Сквозь горизонт».

Имя Пола Андерсона и его фотографию мы можем видеть в самом начале фильма, на обложке пролетающей по пустынному коридору книги.

Где-то там же есть и висящие в невесомости часы, история которых достаточно примечательная. Ведь это те самые часы «Omega Speedmaster» в которых Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили полет на Луну.

Когда доктор Вейр открывает жалюзи в своей комнате в самом начале фильма, вы можете услышать характерный звуковой эффект, который взят из игры Doom (1993).

У фильма "Сквозь Горизонт" есть всего лишь одна официальная награда – приз зрительских симпатий на Brussels International Festival of Fantasy Film 1998.

Идея пространства Хаоса была позаимствована из вселенной Warhammer 40000, в которой Варп является, по-сути, адом. Для безопасного путешествия "Горизонту" видимо не хватило поля Геллера.

По словам самих разработчиков игровой вселенной "dead space" во многом их вдохновил фильм "Сквозь горизонт"

"Liberate tute me ex inferis"
"Liberate tute me ex inferis"