Найти тему
Медиапалуба

Покупать иностранные проекты - это правильно

Оглавление

Сегодня в России подтверждены контракты на строительство около 70 рыболовных судов. Почти все по концепт-проектам иностранных конструкторских бюро. Тем не менее, для отечественной конструкторской мысли все не так печально.

Краболовное судно проекта 5514 от Damen
Краболовное судно проекта 5514 от Damen

Минусов у иностранных проектов очень много. Это и большая стоимость работ, которая уходит за рубеж, и применение иностранного же оборудования. Вряд ли голландское КБ будет закладывать лебедки от Пролетарского завода и т.д. Но есть и плюсы.

Что это за проекты судов?

По количеству проектов рыболовных судов на рынке новостроя лидируют норвежские конструкторские бюро. Так, по документации Skipsteknisk строятся в сумме 23 судна: 10 БМРТ проекта пр. ST-192 RFC для «Русской рыбопромышленной компании» на Адмиралтейских верфях плюс 8 судов на Выборгском судостроительном заводе: четыре траулера ST118 (КМТ 01) для «Архангельского тралового флота», два траулера ST-116XL-FOR для «Фор», два траулера пр. ST116 XL (КМТ02) для «Норд-Пилигрим» .

Плюс еще и пять краболов проекта ST-184AS для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума значатся в контракте у завода «Красное Сормово».

-2

По проектам норвежского же Skipskompetanse ПСЗ «Янтарь» достраивает третий траулер для «Рыбколхоза имени Ленина». К тому же в Калининграде пока размещается самый большой траулер из тех, что заказаны на отечественных верфях - БМРТ пр. 5670WSD по проекту Wartsila.

В портфеле у «Северной верфи» 9 контрактов на строительство шести траулеров пр. 170701 для группы компаний «Норебо» по проектам исландского бюро Nautic и еще на четыре траулера проекта МТ1112XL по проекту норвежского бюро Marin Teknikk AS для РК «Вирма» и ООО «Глобус».

Траулер проекта 170701
Траулер проекта 170701

ЛСЗ «Пелла» строит три типа судов: три краболова по проекту 03070 разработки ПКБ «Петробалт» - один для компании «Антей» и еще две единицы по заказу сахалинской фирмы «Островной-Краб» --, четыре траулера пр. 03095 норвежского КБ из Тромсе CRAMACO для компании «Мурмансельдь-2» и еще два траулера пр. 1701 разработки хорватского КБ Navis Concept для компании «ФЭСТ». Это еще 8 единиц судов.

Петрозаводский Онежский ССЗ заключил контракт на строительство семи краболовов для ГК «Русский краб» по голландскому проекту Damen.

Из единичных отечественных проектов, которые располагаются на российских заводах можно отметить траулер пр. Т30В, который строит СЗ «Вымпел» по заказу ООО ПТФ «Карелрыба». Проект этого судна готовило собственное КБ завода. Есть еще большой проект трех Дальневосточных верфей (Находкинский СРЗ, Хабаровский СЗ и Восточная верфь), которые в сумме должны построить 10 краболовов проекта 03141, который разработала судоходная компания «Викинг» .

-4

Чем хорошо покупать заграничное?

По сути все рыбопромысловые суда в России строятся по российским проектам. То есть все заключения классификационных обществ и надзорных органов получены российским юридическим лицами, которые и являются держателями этой проектной документации. Причем это минимум.

В действительности, степень участия российских конструкторов и, по сути, в самом проектировании большая. Это и выпуск проектной документации судна в постройке (или технического проекта в этом же объеме), плюс рабоче-конструкторская документация российской организации.

Траулеры нового поколения, которые строятся сейчас существенно отличаются построенных в советское время при близких или меньших размерах более высокой производительностью, современными фабриками и траловым оборудованием, существенно более высоким уровнем автоматизации.

БМРТ проекта 1288
БМРТ проекта 1288

За эти годы, пока отечественная промышленность не строила промысловых судов, подходы к их проектированию изменились существенно. И если западные КБ адаптировались к этим изменениям, то отечественные, к сожалению, остановились на уровне БАТМ проекта 1288 типа «Пулковский меридиан» середины 60х годов прошлого века.

Другой плюс в том, что благодаря участию в иностранных концептах есть возможность подсмотреть и научиться «как делать нужно, а как не нужно». Другое дело, что с этими знаниями делать.

Либо идти по пути китайской промышленности и выпускать продукцию уже под своим брендом, совершенствуя технологии. Благо для этого у нас в стране есть наследия академика Крылова, сотни лет истории, не самая плохая теоретическая школа. Либо второй вариант - не учиться, а гордиться советским наследием. Ну и отдать все на откуп зарубежным коллегам.