Финансовое воспитание детей – это одна из важных составляющих их дальнейшей жизни, работы. В возрасте 9-12 лет они уже понимают, что такое социальное неравенство. Кому-то родители дают больше карманных денег, а кому-то меньше. Дети начинают самостоятельно вести свой скромный бюджет, планировать затраты. Очень важно им помочь, научить правильно распределять средства.
Итак, с чего нужно начать?
Самое простое – привлекать ребенка к хозяйственной жизни. Например, поручить ему сделать самостоятельно покупки в супермаркете, оплатить телефон, телевиденье или интернет. Постепенно он научится вести учет трат, подсчитывать сдачу, понимать стоимость той или иной услуги. Ребенок должен знать, что каждая услуга, вещь имеет свою цену. Во время летних каникул можно предложить ему поработать семейным бухгалтером. Собирать все чеки, расписывать в тетради доходы и расходы. За это можно даже выплачивать ему небольшую зарплату, чтобы заинтересовать маленького финансиста.
В 10-13 лет многие уже начинают подрабатывать и показывать свою предприимчивость. Например, могут оказывать услуги по выгулу собак, мойке машин, доставке почты.
Джолайн Годфри, написавший книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами», советует родителям 6 упражнений, которые помогут развить финансовые навыки у детей 9-12 лет.
Первое правило – умение вести учет
Доверьте свою ребенку миссию заполнения квитанций на оплату коммунальных услуг. Заполняйте расчетные бумаги вместе. Поручите ему контролировать один вид расходов семьи, например, оплату развлечений (походы в кино, покупку игрушек). Ребенок должен понимать стоимость своих прихотей.
Правило второе – тратить с умом
Во время посещения магазина организуйте игру «Поиск сокровищ». По ее условиям ребенок должен найти указанный товар по минимальной стоимости. Объясните ему, в какой упаковке продукция дешевле, а в какой дороже.
Правило третье — правильно говорим о финансах
Расскажите ребенку о финансовых возможностях семьи, планируемых затратах. Поведуйте ему историю, герой которой одолжил деньги своему приятелю, а он их не вернул. Поинтересуйтесь, есть ли у малыша вопросы на финансовую тему.
Четвертое правило – живем по средствам
Установите лимит на покупку школьных принадлежностей. Вместе с ребенком посетите магазин и сделайте покупки в рамках установленного бюджета. Также можно определить сумму затрат на покупку тех предметов, которые вызывают особый интерес у ребенка, например, диски, игры. Пусть он сам распланирует установленный лимит.
Пятое правило – правильно вкладывать деньги
Распечатайте интересную статью о доходах популярной компании, которая знакома вашему ученику, например, «Кока-Кола». Объясните ему, сколько фирма потратила денег на рекламу и маркетинг, чтобы получить прибыль.
Шестое правило – проявляем предприимчивость
Расскажите ребенку о великих достижениях известных людей, особенно тех, которые превратили свои увлечения в прибыльный бизнес. Играйте с ним в финансовые игры, например, «Монополию».