1. Метод Николая Замяткина: учимся как дети
Широко известно утверждение, что малышам новые знания даются гораздо легче, чем взрослым. А кроме того, детьми когда - то были все:у любого из нас есть успешный опыт изучения как минимум одного языка - родного.
Николай Замяткин - переводчик, преподаватель и писатель - лингвист, который долгое время жил и работал в Америке. Он написал книгу "Вас невозможно научить иностранному языку", в которой подробно описал свой матричный метод. Матричный - потому что основан на так называемых языковых матрицах. Это короткие диалоги или монологи, которые содержат частотные лексику и грамматику. всего требуется 25-30 текстов по 15-50 секунд.
Суть метода заключается в том, что сначала нужно по много раз прослушивать эти тексты, а потом, копируя диктора, громко и четко их начитывать до тех пор, пока оба этих процесса не станут легкими и естественными. Мозг и все мышцы, которые участвуют при этом, привыкают, усваивают новое звучание и образы букв. значение слов и грамматики матриц можно разбирать параллельно, и в процессе они хорошо запоминаются.
Кроме того, исследование ученых Дэвида Остри и Саззада Насира показывает: чем дольше и четче говоришь и , соответственно,чем лучше распознаешь речь на слух.
Когда работа с матрицами завершена, можно переходить ко второму этапу метода - чтение литературы. Книги нужно выбирать объемные и интересные и читать их с минимальным использованием словаря. Постепенно на основе материала из матриц, контеста и того, что слова часто повторяются, удается понять и запомнить все больше и болье лексики и грамматических конструкций, не заучивая ничего специально. При этом глазами всегда есть примеры того, как все это используется.
2. Метод Ильи Франка: читаем и повторяем
Илья Франк - преподаватель и филолог-германист. Он предлагает книги, в которых сначала дает текст на языке-оригинале с переводом и объяснением лексики и грамматики в скобках, а потом - его же, но без перевода.
Те, кто только начинает учить язык, сначала могут читать, сверяясь с подсказками, а потом переходить к оригиналу. не нужно ничего специально заучивать или смотреть один фрагмент по многу раз - надо просто читать книгу от начала до конца.
По мере продвижения становится гораздо проще, чем в начале. Слова и грамматика часто повторяются, за счет чего и запоминаются. Этого часто и не хватает в учебных программах в школах или вузах.
Чтобы произошло полное погружение, читать нужно достаточно быстро и часто - это очень важно для изучения языков. Заниматься можно где и когда угодно. Кроме того, такой способ изучения дает наглядные примеры применения слов в грамматики. А иногда попадаются очень интересные элементы, которые даже не пришло бы в голову посмотреть в словаре или где-то еще просто так.
3. Мнемотехника: фантазируем и сочиняем истории
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание с помощью ассоциаций. Метод соединения образов для заучивания используется уже очень давно.
Есть очень много способов его применить - здесь только маленькие количество примеров. Это могут быть какие угодно ассоциации: слуховые, визуальные, смысловые, со словами из родного языка и другие. Чем смешнее и глупее ассоциации, тем легче это запомнить. Мозг требует новизны.
4. Метод подставления букв: учим алфавит без зубрежки
Берем текст на родном языке, а потом постепенно подставляем в него соответствующие звуки из иностранного - в каждый новый абзац добавляем ще один звук. Запоминание происходит за счет повторений.
5. Метод 90 секунд
Данный метод задействует интервальные повторения - возвращение к материалу через определенные промежутки времени.
- Выписываем новое слово вместе с тем предложением, в котором оно встретилось ( т.е. в контескте).
- Как - то выделяем его для себя (например, цветом или подчеркиванием).
- первую неделю каждый день читаем предложение 1-2 раза в течение 10 секунд.
- Следующая неделя - перерыв.
- Делаем еще одни подход: повторяем предложение теперь уже 3 раза в течение 10 секунд. На этот раз достаточно одного дня.
- Дальше - перерыв на 2 недели.
- Последний подход: читаем предложение еще 3 раза. Всего получается 90 секунд.
Прилагать специальные усилия, чтобы запомнить новые слова, не нужно. Самое главное в этом методе - полная концентрация при чтении. Это не механическое действие: важно хорошо осознавать смысли перевод фразы. Читать нужно четко и обязательно вслух - по тем же причинам, что и в методе Замяткина.
6. Игровые методы
Во время игры часто нужно выдавать информацию быстро, не задумываясь, - а это, по наблюдениям доктора Пимслера, одни из сильнейших способов активизировать усвоение материала.
- Игра в слова.
Можно, как обычно, просто называть слова на последнюю букву предыдущих.
Или использовать карточки со словами, за ограниченное время описывать оппоненту то, что вам попалось, пока тот не ответит правильно, а потом меняться.
Это может быть и всем известная игра в "Виселицу", где нужно предлагая по одной букве. угадывать слово. пока вас не "повесят". Или "Крокодил" - все нужно показывать молча.
- Составление историй.
Один участник составляет первое предложение истории. Второй быстро придумывает еще одно. Третий продолжает и так далее. Если участников много, начинать лучше с одного слова, а каждый следующий игрок должен называть его + новое, которое ассоциируется с этим.
Еще одни способ: вытаскиваем несколько карточек со словами и быстро придумываем из них историю.
- Описание.
С ходу описываем что угодно: достоинства собеседника, красоту какого - нибудь предмета или места, свои ощущения за завтраком и т.п.
Полноценное изучение языка требует комплексного подхода. Нужно уделять внимание и говорению, и чтению, и письму, и аудированию. Поэтому нужно комбинировать разные методы.