Найти в Дзене
Прецедент ТВ

Мошенники оформили кредиты на 105 тысяч рублей на девушку из Новосибирска

Потерпевшая рассказала «Прецеденту», как это произошло, чтобы на удочку телефонных обманщиков больше никто не попался

10 марта этого года в 17.50 Ольга Ушакова ответила на звонок с незнакомого номера. Приятный мужской голос сообщил, что от ее имени в данный момент пытаются оформить кредит банке Home Credit. Она поинтересовалась, может ли она верить такой информации, после чего ее переключили на другого «специалиста». В беседу вступила девушка, которая пояснила, что участились случаи мошенничества, поэтому, мол, они перезванивают клиентам.

 — Девушка назвала все мои паспортные данные и даже сообщила, какие займы я брала раньше, —рассказала Ольга «Прецеденту». — Так меня убедили, что звонят действительно из банка, а затем предложили для отмены операции подтвердить коды, которые прислали СМС-сообщением. В СМС было указано: для подписания кредитного договора. Меня это смутило, но девушка меня убедила, что, мол, так и должно быть. Это впоследствии поможет отменить два уже заключенных договора: на 99 и 15 тысяч рублей. Я спросила, как мне убедиться, что все прошло нормально? Мне ответили, что это можно сделать в любом отделении банка.

Сходить в банк Ольга уже не успевала. Но решила все-таки сразу же позвонить по горячей линии Home Credit. И убедилась: ее обманули. В банке ей подтвердили, что на нее оформлено два договора. От Ушаковой приняли заявку о мошенничестве, но предупредили, что до решения суда ответственность по кредитным обязательствам нести придется ей.

Женщина поехала в полицию. Оттуда позвонила в банк, и ее успокоили: деньги мошенникам не переведены. Тогда она написала заявление о том, что ее персональные данные находятся у третьих лиц, а материальный ущерб ей не причинен.

Увы, на следующий день Ольга узнала, что и 15 тысяч, и 99 тысяч рублей жулики все же успели получить. Пришлось снова ехать в полицию и дополнять первоначальное заявление. 11 марта 2020 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве.

Прекрасно понимая, что пока длится следствие, ей придется выплачивать указанные в контрактах суммы, потерпевшая расторгла страховые договоры. Это позволило уменьшить обязательные выплаты. Ей даже вернули 18 тыс. руб.

— Я опять связалась с банком и попросила заморозить действия кредитных договоров, так не заключала их. — Говорит Ушакова. — В Home Credit подтвердили, что сделка заключена мошенническим путем, но пояснили: я признана потерпевшей и теперь получаю право взыскивать потерянные средства с преступников, когда их поймают и осудят. В общем, какие-то суммы платить по этим липовым кредитам все равно придется.

30 апреля Ольга Ушакова отправила в банк заявление с просьбой учесть, что она потерпевшая, договоры заключены незаконно, и на время расследования не требовать с нее выплат. Ответ из банка на момент написания этой статьи еще не пришел.

К сожалению, случаи, подобные этому, не единичны. Перед Днем Победы завершено расследование уголовного дела по факту мошенничества: с декабря 2017 года по апрель 2019 года 24-летняя жительница Черепановского района обманывала людей, создав поддельные аккаунты в соцсетях. Она предлагала за вознаграждение оформить займы клиентам с испорченной кредитной историей. Брала за это с каждого по три – три с половиной тысячи рублей и. конечно, ничего не делала, а деньгами распоряжалась по своему усмотрению. Доказаны, как минимум, четыре эпизода киберобмана. Потерпевшие — из различных регионов России.

Совсем недавно, 10 апреля, мошенники позвонили даже корреспонденту «Прецедента» на сотовый телефон позвонили с московского номера. Девушка на другом конце провода представилась Ларисой, сотрудницей Сбербанка, обратившись к адресату по имени-отчеству.

— Виктор Евгеньевич, поступил запрос о переводе денежных средств с вашей карты Сбербанка на имя Захарова Игоря Васильевича. Сумма 8 124 рубля. Подтверждаете перевод? Нет? Данная информация зафиксирована. Также с вашей стороны было отключение СМС-модуля 17 минут назад из вашего личного кабинета, это были вы? — заботливо интересуется Лариса.

Получив отрицательный ответ на оба вопроса, «сотрудница Сбербанка» любезно предложила составить акт о мошеннических действиях и «переподключить СМС-модуль». Для этого всего лишь нужно было назвать номер карты и код из сообщения, которое придет на телефон корреспондента программы. К этому моменту стало очевидно, что настоящие мошенники разговаривают с ним именно сейчас. Тому, что их рассекретили, они ничуть не удивились. Поняв, что никто не собирается называть настоящий номер карты, Лариса возмутилась:

— А сразу сказать нельзя было, что вы все поняли? 8 минут, серьезно?

— И много людей ловится на этот бред? — спросил корреспондент. Ответ был утвердительным.

Во время этого разговора на телефон журналиста пришло СМС с короткого номера Сбербанка. 

 Буквально на днях, кстати, утверждено обвинительное заключение в отношении двух жительниц Новосибирска, воровавших персональные данные клиентов для оформления кредитов.

Подельницы предлагали сибирякам трудоустройство под видом кадрового агентства. На самом деле их целью было получить персональные данные соискателей. Располагая ими, менеджер «Совкомбанка», используя служебное положение и мобильный банк, оформляла на них кредит. В результате пострадавшие получали финансовые обязательства, но не деньги. Кредитные средства, общая сумма которых перевалила за миллион рублей, злоумышленницы присваивали себе.

Подобным образом злоумышленники, представившись сотрудником банка Home Credit, оформили на учителя английского языка кредит на 700 тыс. руб. Причем денег Артем Ищенко не получил, а лишь обязательства перед своим новым кредитором.

За первый квартал 2020 года количество киберпреступлений в России выросло почти вдвое. https://precedent.tv/article/22023/ Их удельный вес достиг 1/5 от общего числа. Из-за этого уровень преступности в стране в целом увеличился на 4%.