Хотя Среднюю Азию населяют разные народы, но их жизнь и образ мыслей имеют много общего. Если вы быстро проедете по всем этим странам, то вообще не заметите особой разницы между их обитателями (если не считать внешности и языка).
Дело доходит до того, что во всех этих странах путешественник слышит одни и те же фразы и отвечает на абсолютно одинаковые вопросы.
Так что, попытаемся описать мышление некоего усредненного жителя Средней Азии, которого мы обзовем не совсем корректным, но понятным словом «среднеазиат».
Сразу договоримся – мы описываем лишь коренных жителей Средней Азии. У живущих там русских и других пришлых людей психология совсем другая.
Итак, если одним словом выразить смысл жизни среднеазиата, то слово это будет «семья».
Хочет этот человек или нет, но вся его жизнь от рождения и до смерти пронизана отношениями с родственниками: родителями, бабушками, дедушками, братьями, тетями, затем – супругом, своими детьми, многочисленными племянниками, внуками и правнуками.
Конечно, на первом месте должны быть жена и дети – мужчина, не имеющий их, вообще считается ущербным и неполноценным.
В Средней Азии человек работает на благо семьи и обеспечивает своим детям максимально возможное светлое будущее, чтобы они в итоге обеспечили ему спокойную старость.
Поддерживают связь и дальние родственники, которые регулярно собираются на свадьбы, похороны и другие совместные мероприятия.
Если кто-то из семьи пробился на выгодную должность, он обязан тащить за собой всех своих родственников, что становится настоящей проблемой в бизнесе и особенно на государственной службе.
Одним словом, в Средней Азии нет кризиса семьи, знакомого нам в России. Тут практически не бывает разводов, брошенных детей, одиноких стариков.
Такой культ семьи принимает подчас гротескные формы. В Узбекистане, например, до сих пор свадьба становится для молодоженов настоящей проблемой.
На нормальное бракосочетание нужно обязательно пригласить несколько сотен родных и близких, что может влететь в копеечку. Если же по-тихому расписаться в ЗАГСе, то всем родным нанесут страшную обиду.
В результате люди вынуждены годами копить деньги на свадьбу, лишь бы не опозориться.
В Казахстане же младший сын после свадьбы должен остаться с женой в доме родителей. И хотя казахское общество становится более современным и отказывается от многих устаревших обычаев, все равно здесь всерьез обсуждают необходимость этой традиции.
Одно из значимых различий в менталитет е разных среднеазиатских народов вытекает из их недавнего прошлого.
Всего сто лет назад казахи, киргизы и туркмены кочевали по степям и пустыням, а узбеки и таджики вели оседлый образ жизни.
Это во многом отображается на менталитете современных среднеазиатов.
Узбеки и таджики гораздо более рассудительнее, спокойные, предсказуемые, у них более развита культура общения и гостеприимства.
Важная составляющая таджикского и узбекского общества – махалля (средний род, не склоняется).
Под этим словом подразумевается объединение людей по территориальному признаку – нечто вроде русской крестьянской общины до революции.
Люди, живущие по соседству в районах частного сектора, объединены в махалля – вполне официальная форма самоуправления. Члены махалля выбирают председателя, который решает проблемы общины и отвечает перед вышестоящим начальством.
Махалля существуют не только в Узбекистане и Таджикистане, но и районах компактного проживания узбеков и таджиков в соседних странах.
У казахов, киргизов и туркменов такого института нет, благо большинство людей живет на своем нынешнем месте меньше двух поколений.
Однако, даже не состоя в соседской общине, представители этих народов крайне внимательно относятся к тому, что о них скажут соседи, коллеги и друзья.
Вообще мнение окружающих – еще один ключевой момент жизни Средней Азии. Люди здесь не любят выделяться из общей массы.
Из-за этого среднеазиаты думают стандартно, с неохотой воспринимают что-то новое, не умеют отстаивать свою позицию и критично воспринимать действительность.
У большинства людей жизнь ограничена семьей и работой. Жители Средней Азии не ходят в походы, ничего не коллекционируют, не читают книг, не занимаются общественной деятельностью.
Всеми этими «глупостями» может заниматься только представитель некоренного населения – какой-нибудь русский, татарин или кореец, либо совсем уж уникальный среднеазиат (скорее всего, из Алма-Аты или Ташкента), которого будут осуждать все его родственники.
С другой стороны, многие черты характера у жителей Средней Азии гораздо приятнее, чем у русских. Они в целом дружелюбны, общительны и гостеприимны. К выходцам из бывшего Союза относятся как к родным.
Туристов очень часто зовут в гости или угощают. Здесь гораздо реже, чем в России, можно наткнуться на хамство, агрессию, неумение себя вести, неуважение к окружающим.
Русским людям среднеазиатское дружелюбие иногда может показаться даже чересчур фамильярным. Если вы спросите у кого-то дорогу, человек может поздороваться с вами за руку, сразу перейти на «ты» и общаться словом «брат».
Пугаться этого не стоит – здесь не принято держать дистанцию с незнакомыми людьми, как в России.
Вы увидите, что местные очень радостно приветствуют друг друга. Иногда на улице вам могут издалека закричать и позвать к себе.
Не бойтесь – это не традиционный русский гоп-стоп, просто людям интересно и хочется пообщаться.
Сами жители Средней Азии почти никогда не путешествуют. Только практическая необходимость может их заставить куда-то поехать.
А так они не понимают, как можно выкидывать время и деньги на путешествия, вместо того чтобы тратить их на действительно важные вещи: дом, машину, детей, родню.
Лишь в Казахстане начал развиваться международный туризм: людей с казахским паспортом можно встретить уже и в Таиланде, и в Египте, и в Турции.
Но поездка куда-то без турфирмы на свой страх и риск – эта блажь никому не понятна, и в глубине души всех самостоятельных путешественников считают странными чудаками.
Более или менее массовое движение туристов-походников есть только в Ташкенте, Алма-Ате, Бишкеке и некоторых городах на севере Казахстана. Основную его массу составляют русские и другие русскоязычные граждане.
Конечно, в крупных городах много молодых людей не соблюдают заветы предков и живут так, как им хочется.
В городах с населением более полумиллиона человек можно иногда встретить интересных и необычных людей – и не только русских, но и коренных жителей.
В остальных же местах вам будут попадаться типичные среднеазиаты – стандартно мыслящие, но приветливые и дружелюбные.
Почти все жители Средней Азии позитивно относятся к Советскому Союзу и России. Многие вспоминают о том, как бывали в Москве или Петербурге либо в советские годы, либо совсем недавно.
А некоторые успели поработать в самых разных уголках России – от Сахалина до Калининграда – и знают эту страну даже лучше, чем многие россияне.
Несмотря на притеснения со стороны полиции и скинхедов, от России у всех в целом остаются хорошие воспоминания.
Киргизам, узбекам и таджикам Россия кажется богатой и цивилизованной страной, куда многие из них с удовольствием бы переехали.
Среднеазиатский жаргон
В Средней Азии есть свой жаргон, который иностранцам может быть поначалу непонятен.
Так, например, сотовые телефоны здесь называют «сотками». Если у вас попросят «сотку», то имеется в виду номер мобильного телефона, а не сто единиц местной валюты.
Многие до сих пор не привыкли к названию местной валюты и по старинке могут называть ее «рублями». И казахские тенге, и узбекские сумы, и таджикские сомони – все это может неожиданно оказаться «рублями».
Синоним выражение «автостопом» — это «пешком». Смысл и сущность автостопа мало кто понимает.
После ваших долгих объяснений о том, как передвигаться на попутных машинах, люди как правило кивают и говорят: «А, пешком значит идешь».
Название областей и районов иногда заменяют просто центра. Например, маршрутка, едущая «в Ишкашим», может ехать куда-то в Ишкашинский район, а не в центр – это лучше уточнить.
По этой же причине во всех странах Средней Азии, если ты говоришь, что из Москвы, тебя переспрашивают: «из самой Москвы? Из центра?». Таким образом уточняют – может, ты из Подмосковья, где работало множество среднеазиатов.