В центре Санкт-Петербурга, рядом с Невой, раскинулась самая большая площадь города — Марсово поле.
Величественная панорама ансамбля особенно хорошо видна с Кировского моста, у въезда на который стоит памятник А. В. Суворову.
Обширный партерный сквер с монументом борцам революции окаймлен с востока зеленым массивом Летнего сада.
К югу, за Мойкой, расположен тенистый Михайловский сад, а с запада и севера Марсово поле ограничено архитектурными памятниками.
Плотные стены деревьев уравновешивают ровную линию одинаковых по высоте зданий на противоположной стороне.
Гармоничное сочетание зелени и камня. свободная планировка, грандиозность масштабов и строгая соразмерность архитектуры превратили марсово поле в неповторимую по красоте площадь-сад.
История Марсова поля идет со времени основания Санкт-Петербурга. Тогда это болотистое место называлось Большим лугом и не застраивалась.
По приказу Петра Первого с восточной стороны поля, где сейчас раскинулся летний сад, был прорыт Лебяжий канал, а вдоль западной границы — Красный, впоследствии засыпанный.
Соединив Мойку с Невой, эти каналы способствовали осушению территории. Они и определили контуры будущего ансамбля.
На расчищенном участке возник обширный луг, ставший одной из лучших площадей новой столицы.
В первое время тут было место галерного расположения войск на биваке. Позднее устраивались торжественные празднования в честь воинских побед России: воздвигались триумфальные декорации, зажигались излюбленные в петровское время фейерверки — «потешные огни». Отсюда и пошло второе название поля — Потешное.
В середине XVIII века площадь на которое время была превращена в обширный сад, место для прогулок. «Променад» просуществовал несколько лет и был уничтожен.
Последние остатки «прогулочного сада» разрушило страшное наводнение 1777 года… в связи с постройкой на месте теперешнего Инженерного замка деревянного Летнего дворца царицы Елизаветы Петровны поле приобрело название Царицына луга.
К концу XVIII столетия Царицын луг — место увеселений и народных гуляний — более чем на столетие превращается в воинский плац, на котором проходят учения и парады лейб-гвардейских полков.
Украшавшие его памятники рассказывали о победах русского оружия.
В 1799 году в северной части плаца был установлен обелиск, посвященный герою турецких войн П. А. Румянцеву-Задунайскому, а на другом конце, у берега Мойки, в 1801 году открыт памятник великому русскому полководцу Суворову, созданный по модели скульптора М. Козловского.
Эти памятники как бы закрепили новое, военное значение площади.
В 1818 году Румянцевский обелиск был перемещен на Васильевский остров к зданию Академии художеств, а памятник Суворову установлен на высоком постаменте у набережной Невы.
Отлитый в бронзе литейщиком Екимовым, он стал одним из самых знаменитых монументов города. Высокий круглый постамент, созданный при участии А. Воронихина, украшен аллегорическими рельефами: гении Славы и Мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с именем великого полководца.
Отказавшись от портретного сходства, Козловский создал героический образ древнеримского бога войны Марса.
Динамичная фигура прекрасного юноши-воина дает представление о непреклонном мужестве и неукротимой отваге, воплощает как бы сам дух военного гения Суворова.
С тех пор площадь называется Марсовым полем. «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей», — писал А. С. Пушкин в «Медном всаднике».
Архитектурное оформление ансамбля родилось не сразу. В 80-годы XVIII века на набережной Невы архитектор Г. Ринальди возвел Мраморный дворец.
Своим названием он обязан необычайно богатой отделке фасада и интерьеров цветным мрамором. Но в целом здание отличает благородная сдержанность, поистине классическая простота стиля.
Служебный корпус при дворце знаменит лепным фризом «Служение лошади человеку» данная работа принадлежит скульптору П. Клодту.
Эта гигантская декоративная композиция, состоящая из четырех барельефов, находится на фасаде, обращенном в сторону дворцового сада.
Рядом с Мраморным дворцом в конце XVIII столетия были построены два каменных дома, впоследствии тесно связанных с жизнью выдающихся деятелей русской культуры.
В одном из них, построенном Д. Кваренги, частым гостем был А. С. Пушкин, в другом несколько лет помещались квартира и типография баснописца И. А. Крылова.
Расположенные на набережной здания образуют перед Марсовым полем своеобразные въездные ворота с памятником Суворову в центре.
Эта небольшая площадь, связавшая пространство Марсова поля с просторами Невы, стала позже называться Суворовской.
Западная линия ансамбля сформировалась к 1819 году, после постройки по проекту архитектора В. Стасова казарм Павловского полка (ныне здание Ленэнегро) — одного из лучших памятников русского классицизма.
Архитектору пришлось перестроить несколько разобщенных зданий в единое сооружение, охватывающее гигантскую территорию площади.
Стасов стремился создать архитектурное соответствие зеленой стене Летнего сада на другой стороне Марсова поля.
В здании отчетливо выражено господство мерного горизонтального ритма растянутой колоннады, арочных проемов нижнего этажа и полукруглых завершений многочисленных окон.
Фасад оформлен тремя портиками с простыми гладкими колоннами, поставленными на высоком основании.
Особенно красив центральный двенадцатиколонный портик, богато украшенный скульптурой с изображением оружия и доспехов.
Павловский полк отличился в войне 1812 года, а в архитектурном облике казарм воплотилась идея воинской доблести и славы.
Строгость и монументальность решения, равномерное чередование одинаковых частей, господство прямых линий и плоскостей — в здании есть та «однообразная красивость», которая, по меткому выражению А. С. Пушкина, отличает военные парады.
Южная сторона Марсова поля представляет собой архитектурный пейзаж. Две вертикали — позолоченный шпиль Инженерного замка и купола храма Воскресения — играют важную роль в общем силуэте ансамбля.
Между ними раскинулся обширный массив Михайловского парка, перекликающийся с зеленью Летнего сада.
Несмотря на постройку вокруг Марсова поля прекрасных зданий и памятников, сама площадь до 1917 года оставалась пыльным и грязным плацем, который жители метко прозвали «Петербургской Сахарой».
Революция принесла площади новую жизнь. В марте месяце 1917 года в центре Марсова поля были торжественно захоронены герои Февральской революции, погибшие в боях.
Похороны превратились в грандиозную манифестацию. 1 Мая 1917 года В. И. Ленин выступил здесь перед трудящимися Петрограда с речью о значении 1 Мая и задачах русской революции.
Композиционный центр комплекса Марсова поля — памятник борцам революции.
Задуманный архитектором Л. Рудневым сразу же после свержения царизма, он был завершен позднее. 7 ноября 1918 года Марсово поле украсилось огромным панно с фигурами скорбящих о погибших героях.
В центре возвышалась арка, по верхнему краю которой шла надпись «К сонму великих ушедших от жизни во имя жизни расцвета ныне примкнули сыны Петрограда».
Слова эти потом перешли на одну из гранитных плит памятника, торжественно открытого в 1919 году, ко второй годовщине Октября.
Памятник представляет собой монументальное сооружение из низких ступенчатых блоков, ограждающих братские могилы участников Февральской революции, героев Октября и гражданской войны.
Здесь же покоятся видные деятели Советского государства В. В. Володарский, И. И. Газа, М. С. Урицкий и другие. Стены памятника, выложенные из тесаного красного гранита, прерываются четырьмя проходами к внутренней квадратной площадке.
На торцах стен укреплены гранитные плиты с надписями-эпитафиями, посвященными светлой памяти героев. автор их — А. В. Луначарский.
Художественное оформление памятника необычно: вместо обелиска или скульптуры — только низкие плиты. Но оно глубоко оправдано, так как огромная площадь поглотила бы любой вертикальный объем.
Гранитный же квадрат монумента не противопоставлен плоскости Марсова поля, а словно вырастает из нее. Художественная идея памятника раскрывается при восприятии издали, напоминая о суровой героике революционной эпохи.
Этому же служат предназначенные для чтения вблизи надписи, высеченные по рисункам художника В. Конашевича.
Памятник как бы говорит ораторским языком революционных плакатов. архитектурная композиция вызывает впечатление торжественного реквиема, заставляя зрителя медленно двигаться от одной плиты к другой, вчитываясь в каждое слово каменных страниц, скорбно застывая перед могилами павших героев.
Установка памятника была только первым шагом в обновлении площади. Работы по разбивке на территории Марсова поля партерного парка начались массовым субботником прошедшим 1 Мая 1920 года.
Тысячи жителей города пришли сюда, чтобы превратить пыльный плац в площадь-сад. 19 июля 1920 года делегаты второго конгресса Коминтерна во главе с В. И. Лениным возложили венки на могилы героев.
К этому дню было приурочено завершение работ по перепланировке Марсова поля…
Сегодня оно — с широкими аллеями, красивой группировкой кустарников сирени, жасмина, зеленью обширных газонов, живописными клумбами цветов — оставляет незабываемое впечатление!
Ни одно из зданий, окружающих огромную площадь, не подчиняет себе других, здесь господствует сложный, величаво-торжественный ансамбль, построенный по законам равновесия, соразмерности и красоты.
Все памятники Марсова поля объединены большой патриотической темой и производят впечатление строгого величия.
В канун празднования 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции в центре Марсова поля был торжественно зажжен Вечный огонь.
9 Мая 1960 года он был пронесен по улицам города к Пискаревскому мемориальному кладбищу, а в 1967 году факел с Марсова поля был доставлен в Москву, к могиле Неизвестного солдата.
Так слились воедино Вечный огонь славы борцов революции и героев Второй мировой войны.