Если бы не Высоцкий, то вряд ли Марина Влади задержалась надолго в памяти. Высоцкий ввёл её в наш круг. Без него она была бы вроде как Николь Курсель – в своё время страшно популярная в Союзе французская актриса. А сейчас кто помнит о ней?
Влади была любимицей советской публики. Как ни популярен тогда был Высоцкий, а все-таки Марина Влади в конце 60-х годов – это Марина Влади. Недосягаема как Эверест. Небожительница. Парижская штучка.
Она и семьи русских эмигрантов Поляковых-Байдаровых. В семье любили искусство, у каждого был свой талант. Отец прекрасно пел, недурно лепил и рисовал. Мать устраивала театральные постановки, даже создала театр миниатюр: всей семьёй разыгрывали водевили. Спектакли пользовались большим успехом у русских парижан, эмигрантов первой волны. Сёстры занимались балетом, учились у знаменитой Матильды Кшесинской. Марина первой пробилась в кино – дублировала голоса девочек в фильмах, на радио. За день работы получала больше, чем отец за месяц.
Дебют Марины в кино – в десять лет! 1949 год! У неё – мимолётный эпизод в фильме Жана Жере «Летняя гроза». А первую полноценную роль получила в 13 лет в картине итальянского режиссёра Стено «Предатели». Там снимались знаменитые Тото и Луи де Фюнес.
Школу закончила, ещё отец был жив. Его напутственные слова: пора и тебе на кусок хлеба зарабатывать... Она обиделась на отца, но позже поняла, что он был прав. С 13 лет Марина работала по 12 часов в сутки. «Юности не было, – говорит Влади – удачи были. Я научилась хвататься зубами за удачу. Надо воспитывать у себя ответственность за дело, даже любовь к ответственности».
Сумела Марина выработать свой неповторимый стиль. Сама она так декларирует принципы актёрской популярности: «Идеально нужно сниматься в трёх фильмах за два года, чтобы люди видели тебя на экране и не слишком часто, и не слишком редко. Кроме того, сниматься только у хороших режиссёров. Но при этом быть реалистом: к хорошему режиссёру можно попасть раз в десять лет. И при этом обязательно нужно играть в театре. Если бы я была совершенно обеспечена, то снималась бы только в хороших ролях и играла в театре». Это она скажет в 1970 году.
В театре Марина играла мало. Вспомнить можно разве что «Трёх сестёр», поставленных Андре Барсаком, тоже кстати, русского происхождения – родился в Феодосии – в театре «Эберто». Восемь месяцев из вечера в вечер выходила Марина на сцену в роли Ирины. А рядом сёстры – Элен Валье в роли Маши и Одиль Версуа в роли Ольги. Всего сыграли 235 раз! Тяжело. Но и восхитительно. Они были счастливы. А ещё сёстры записали несколько пластинок – пели «Уральскую рябинушку», «Дуню», «Дайте мне в руки гармонь», «Оранжевую песенку»…
Большое впечатление на Марину произвёл Жан-Люк Годар, у которого она снималась в фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней». Он поразил её необычным методом работы: сценарий держал в тайне, объяснял смысл и задачу каждого эпизода, а в последний момент сообщал реплику, которую нужно произнести. Съёмки тоже происходили своеобразно: он вставлял в ухо актёра или актрисы миниатюрный микрофон и командовал: «Пойди туда!.. Встань там… Скажи то-то…» Марина возмутится: «Послушай, зачем тебе актёры? Возьми роботов». На что Годар бросил потрясающую фразу: «Знаешь, самый хороший робот – это актёр».
Долгое время Влади ассоциировали с героиней купринской «Олеси» – Колдуньей… Она сама не очень этому рада, скажет в интервью: «Колдунья – это уже далеко от меня, несмотря на то, что всё время о ней спрашивают и во Франции, и в других странах, когда устраивают встречи со мной. И показывают фрагменты именно из этого фильма. В те времена я не так много занималась психологией образа. Получала текст и его играла. Мне кажется, что до сих пор я играю больше как человек, а не как актриса. Я не очень люблю актрис, которые много думают. Хотя есть и среди думающих людей прекрасные артисты. Характер у меня ужасный, так что спокойно могу играть гадких женщин. Почему нет? Мы все неоднозначные люди, в нас есть все цвета. Чтобы иметь один красивый цвет, нужно иметь много разных красок».
Влади снималась по всему миру – в Париже, Риме, Токио, Лондоне, Праге, Бухаресте… Если фильм на сюжет из русской жизни, то мгновенно соглашалась подписать контракт, даже если он и был не очень выгодным. Снялась в итало-югославском фильме «Степь» по одноимённой повести Чехова. В фильме Жоржа Лампена «Преступление и наказание» её партнёрами были Жан Габен и Робер Оссейн. Но её мечта – сыграть Анну Каренину. Мечта эта не исполнится. Единственная встреча с Толстым – дублировала на французский Людмилу Савельеву в роли Наташи из эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир».
Впервые Влади побывала в Москве в 1959 году – её тогдашний муж, кинорежиссёр Робер Оссейн – кстати, и он родом из России! – представлял свой фильм «Приговор». Естественно, Марина в главной роли. В кино она была востребована – к 27 годам успела сняться в 37 фильмах. Скажет в интервью журналу «Советский экран»: «Вы плохо представляете себе условия, в которых работают на Западе артисты кино. Если мы хотим продолжить свою карьеру, то должны работать всё время. Иногда месяцами я работаю по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. Помню, как в четыре часа утра закончила в Амстердаме съёмки в картине «Девушка в витрине», а в одиннадцать утра во Франции, в Шамбургском замке, уже надевала пышное придворное платье королевы Клевской».
На Канском фестивале в 1965 году Марина Влади получила первый приз за исполнение женской роли в фильме «Королева пчёл».
В Советском Союзе упивались французским фильмом «Колдунья», где она играла главную роль. В советских кинотеатрах, кажется, впервые была показана – разрешили! – обнажённая женская фигура, что по тем временам было неслыханной дерзостью. Фильм снял по мотивам повести Куприна «Олеся» французский кинорежиссёр Андре Мишель.
Все отмечают: Влади контактный человек. Но при условии, если она находится с человеком в хороших отношениях. И наоборот: если человек ей несимпатичен, она будто наглухо задраенный люк. Никогда не подыгрывает человеку, даже из соображений вежливости. В ней проявлялась русская душа – могла легко забыть что-то важное или бешено полюбить вдруг, неожиданно. Марина любила необыкновенных людей, выделяла их, обладала талантом находить их. Хотя и простых людей тоже любила – обращалась, общалась с ними уважительно и внимательно.
Ещё отмечают: в ней много тепла. В жизни Высоцкого она была светлым пятном. Она потребовала от него сознательного ощущения, что есть женщина, что есть любовь, потребовала серьёзного отношения к этому и ответственности за это.