Найти тему

Растём в кризис

Оглавление

Сложные времена

Сложные времена - у меня к ним особый интерес. С одной стороны - не дай вам бог жить в интересные времена, как говориться в старом советском анекдоте. Люди теряют накопления, не знают, что будет дальше. С другой стороны - это период, когда абсолютно все вокруг выходят из рамок, в которых жили раньше, и вместе тащат прогресс вперед. Им приходится, это уже не вопрос простого желания чего то там достичь. Это вопрос выживания. 

Однако, такого бурного развития информационной индустрии, как в эти несколько месяцев,  я в своей жизни еще не видел. Буквально каждый второй человек вокруг меня уже знает, что такое Телеграм  - ведь там через бота можно получить пособие от государства и узнать свежие новости по всему, что происходит вокруг. Владельцы небольших бизнесов, которых я знаю, все как один говорят о бесконтактных формах работы, сравнивают банки и своих поставщиков по степени готовности к кризису. Каждый пятый в моем окружении что-то изучает в онлайн, проходит какие то курсы, и почти все - прекрасно осведомлены о последних новостях и событиях. По идее, это и раньше нужно было делать, но пока гром не грянет, поп не перекрестится. 

Сейчас уже очевидно, что когда пандемия завершится - а хотелось бы верить, что это произойдёт в скором времени - отношение к онлайну среди бизнеса по всему миру сильно изменится. От необязательной, иногда раздражающей составляющей, в которой было больше рекламы и понтов, чем толка, онлайн станет равноправным пространством как для работы, так и для жизни.

Онлайн инструменты, о которых раньше говорили в PR службах компаний, получили реальную проверку на прочность, и кстати не все компании её прошли.

Оказалось, что в некоторых казалось бы, безумно цифровых банках нельзя получить карту, не явившись в отделение лично. Оказалось, что проекты онлайн образования не были рассчитаны на то, что ими кто-нибудь когда-то воспользуется. Шутка ли - каждый школьник страны реально начнет учиться в школе в онлайн - система просто не выдерживает и интернет всей страны просит пощады. Почему этот сценарий не был просчитан раньше? Загадка, одна из многих загадок, всплывших в это время. Кризис всегда показывает реальное положение вещей. 

Покупай, когда все продают.

Итак, какие направления сейчас в бурном росте?

Первое - это доставка. Товары - кровь экономики, и нам как-то нужно передавать их друг другу, даже сидя по домам. Малый бизнес начал обращаться к агрегаторам и партнерам по доставке, вроде Glovo, Яндекс, Wolt. А эти компании начали экстренно набирать новых сотрудников - по сети гуляют фото с огромными очередями людей перед офисами сервисов доставок и такси по всему СНГ. Не от хорошей жизни, конечно, люди ломятся в эти офисы - многие из них потеряли основной источник дохода, и пытаются просто остаться на плаву.

-2

Далее идёт дистанционное образование. В период карантина предложения по образованию сыпятся как из рога изобилия. Ваш покорный слуга, чей подкаст вы сейчас слушаете, также ведет свои онлайн курсы по SMM. Я переживал, что мы не наберем людей в поток, ведь кризис на дворе, люди деньги экономят. Но желающих узнать, как оцифровать свой бизнес в кризис оказалось даже больше, чем я предполагал. Оно и не удивительно - это опять таки потребность, а не прихоть. Люди адаптируются и ищут источники информации.

Мне кажется, после пандемии, многие традиционные образовательные учреждения, вроде средних школ, почувствуют силу онлайна, и переведут туда часть своих процессов хотя бы из-за экономии средств.

Вслед за онлайн обучением, растет индустрия интернет услуг в целом. Обычный бизнес уходит в онлайн, и ищет аудиторию и заработок. Приём у врачей и психологов, консультации по питанию, спортивные тренировки, медитации в режиме онлайн. 

-3

Все эти направления услуг обслуживают провайдеры интернета и онлайн связи. Цифровые мостики в Zoom, Google Meet и Skype прокинуты от одного пользователя в изоляции к другому, и объединяют нас, как человечество, в трудные времена. Онлайн бары, онлайн встречи с друзьями, онлайн дни рождения. Неудивительно, что деньги инвесторов бурной рекой хлынули в индустрию связи. 

Иногда доходит до абсурда. Например, акции компании Zoom Technologies взлетели боле чем на 500% в марте… но это оказалась другая, маленькая компания, просто похожая по названию, и не имеющая отношения к видео конференц связи  Zoom. Видимо, под давлением успехов приложения Zoom, небольшие частные инвесторы увидели дешевые акции с похожим названием и поспешили закупиться на будущее. Это какая то мелкая китайская компания в которой работает 10 человек, и которая ничего не производит.

Источник:  Google
Источник: Google

Кстати, акции настоящей Zoom Video Communications тоже улетели вверх, как и рыночная капитализация компании. Сейчас, после серии скандалов, падений и взлетов, она демонстрирует уверенный рост прибыли и стоит 38 миллиардов долларов, обгоняя все прогнозы. Еще в конце прошлого года компания стоила 18 миллиардов. 

Окей, Инстаграм, прокорми меня в кризис.

От тем глобальных перейдем к темам локальным. Что происходит на родном для меня рынке Казахстана? Есть и положительные, и множество отрицательных моментов. Давайте с отрицательных и начнем.

В нескольких своих недавних постах в Инстаграм, Аскар Байтасов, владелец сети ресторанов ABR, рассказал, что далеко не каждый бизнес можно легко перетащить в онлайн, даже в сфере питания. Рестораны Аскара относятся к категории среднего и высокого класса, и многие блюда готовятся в виде, предназначенном для немедленного употребления в зале ресторана. К доставке адаптированны такие блюда, как Суши и пицца, но если у тебя сложное, дорогое блюдо с подачей и множеством компонентов, его просто невозможно доставить до потребителя в удовлетворительной форме, передать оригинальные ощущения от блюда.

К тому же, по словам Аскара, чтобы быть прибыльными в условиях работы через доставку, необходимо минимизировать все возможные траты, которых в премиальных ресторанах очень много. В результате, некоторые типы заведений было проще закрыть до конца карантина, чем пытаться удержать на плаву при чрезвычайно низкой или вовсе отрицательной маржинальности.

С другой стороны, у малого бизнеса ситуация обстоит получше. В цифровизации у малого бизнеса явное преимущество - отсутствие дорогостоящих обязательств, изначально невысокие требования к выручке для выхода на окупаемость. Тут я приведу в пример проект моей семьи. У моей мамы свой женский фитнес клуб в Алматы. Наступили кризис, коронавирус и самоизоляция. Накопления медленно сгорают, тренера сидят без дела. И тогда мы решили запускать онлайн тренировки.

Сделали новый Instagram профиль, личный, закрытый. Каждый тренер ведёт свои тренировки через трансляции. Клиенты платят нам небольшие деньги - 5000 тенге в месяц, около 10 долларов. За эти деньги они получают доступ к 5 прямым трансляциям с тренировками в неделю и закрытому чату с консультациями по питанию. По методологии клуба, тренировки не повторяются, и каждая новая немного отличается от старой. Так что клиентам не скучно, и это выделяет предложение на фоне бесплатных роликов из сети. К тому же клиенты занимаются со своими привычными тренерами.

Некоторые клиенты не привыкли к онлайну - так что сделали пробный режим на 2 недели, собрали обратную связь. У многих дома нет спортивного инвентаря для фитнеса. Так что мы адаптировали программы для использования с подручными средствами. В качестве гантелей - бутылки с водой на 1-2 литра, степ-платформы - домашние стулья, утяжелители - 5-л бутылки. Задействовали ремни, коврики и собственный вес.

По фин модели просчитали, что если привлечем часть текущих клиентов, и зацепим старых, то, с учетом снижения расходов, выравниваем график дохода задействованных тренеров. А для всех остальных клиентов делаем нарезки из тренировок, выкладывая их бесплатно, что бы не терять связь.

На текущий момент у нас уже более 100 платных онлайн клиентов, в разработке новые онлайн программы. Это направление останется и после конца изоляции - оказалось, многие старые клиенты хотели бы заниматься с любимыми тренерами, но расположение клуба не позволяло.

Надеюсь, вас вдохновил мой кейс, и вы начали задумываться об использовании соц сетей уже в своем бизнесе. В следующем подкасте я дам практические советы по настройке и продвижению вашего Instagram аккаунта, по этому подписывайтесь и оставайтесь на связи! А мы переходим к выводам.

Один раз запость

-6

Самое главное, что вам нужно вынести из этого подкаста - это то, что время действовать пришло. Да, вот прямо сейчас нужно начинать что-то делать в пользу своего бизнеса, большого или малого, онлайн или офлайн.

Карантин по всему миру начинает ослабевать, но его экономические последствия лишь набирают обороты. Используйте интернет для того что бы поддержать своё дело на плаву, и не терять контакт с клиентами. 

Сокращайте расходы, закрывайте все части своего бизнеса, которые не приносят вам доход. Но вместе с тем запускайте небольшие пилотные проекты, проверяйте, где еще вы можете заработать деньги в это время. 

Наблюдайте, анализируйте ситуацию. Желаю вам выйти из кризиса с большими знаниями  навыками, чем вы в него зашли. 

Предлагаю всем, кто дочитал до конца, перейти в мой Facebook, где я публикую интересный материал на тему Digital. Там же вы найдете пост, посвященный подкасту на тему этой статьи в Дзене, где я собираю темы для следующих выпусков.

Спасибо за внимание, и до встречи на территории Цифранутого!