Инновационные системы виртуальной реальности объединяют захватывающий цифровой опыт, ролевые игры и медитацию осознанности, чтобы помочь лечить такие состояния психического здоровья, как зависимость, беспокойство, фобии и стрессовые расстройства.
Вы стоите на пляже. У ваших ног волны мягко плещутся о песок. Вдалеке солнце медленно садится в море. Ваш разум, когда – то представлявший собой неистовую мешанину стрессов и тревог, проясняется-теперь вы сосредоточены исключительно на воде перед вами. Медленно пляж и его волны отступают вдаль, Когда вы снимаете гарнитуру - физическое напоминание о том, что идиллическая сцена была не реальной, а цифровой визуализированной средой, созданной машиной мечты, системой виртуальной реальности (VR), предназначенной для улучшения психического благополучия.
Изобретенная доктором Джамилем Эль-Имадом (Jamil El-Imad), научным сотрудником Лондонского Императорского колледжа, "Машина мечты" является одной из новых наработок в области VR-систем в здравоохранении. Пользователи надевают гарнитуру VR и участвуют в виртуальной медитации, в то время как система следит за уровнем концентрации и расслабления.
«Когда пользователь надевает гарнитуру, ему предоставляются различные варианты расположения, например, пляж или монастырь на склоне горы», - говорит Эль-Имад. «После просмотра настроек, которые им нравятся больше всего, она автоматически загружается, погружая их в виртуальную, но реалистичную среду».
Когда они начинают медитировать, электроды, встроенные в гарнитуру, измеряют мозговые волны, чтобы определить, насколько они сконцентрированы на сцене перед ними. Если они сфокусированы, то они увидят сцену отчетливо. Но если нет, туман заполнит пространство. Чем больше они концентрируются, тем яснее. В конце опыта пользователям дается оценка, отражающая, насколько хорошо они сконцентрировались – геймифицированная система обратной связи, которая побуждает пользователей улучшать их сознание с каждым сеансом.
“Мы действительно не понимаем, как работает мозг, но до сих пор основное внимание уделялось фармацевтическому лечению. В дальнейшем я думаю, что важно серьезно изучить научно обоснованные, нефармацевтические альтернативы",-говорит Эль-Имад. "Машина мечты" была построена вокруг идеи нейропластичности – того факта, что в мозге нет жестких связей, и опыт может изменить то, как работает наш мозг и как он справляется с пережитым”.
Поскольку исследования оказались успешными, системы здравоохранения перешли к включению лечения в свои услуги. В феврале 2018 года Национальная система здравоохранения (NHS) Великобритании выделила 4 миллиона фунтов стерлингов (5,2 миллиона долларов США) на организацию современной психологической VR-терапии. Проект, возглавляемый профессором Дэниелом Фриманом (Daniel Freeman) Кафедры психиатрии Оксфордского университета, объединяет команду трастов NHS, университеты, благотворительную организацию, занимающуюся вопросами психического здоровья, Королевский колледж искусств и компанию-разработчика из Оксфордского университета.
В отличие от машины мечты, проект NHS использует экспозиционную терапию, когда виртуальный тренер вводит участников в компьютерное моделирование ситуаций, которые они считают тревожными. Например, сценарии ролевых игр могут вести пациентов через VR-бар или наркопритон, помогая выздоравливающим алкоголикам или наркоманам разрабатывать стратегии совладания с реальными ситуациями, в которых они будут наиболее подвержены риску снова попасть в алкогольную или наркотическую зависимость.
Сидя в виртуальном баре, бармен VR предложит алкоголику выпить. По всему периметру звенят стаканы, и веселая болтовня наполняет воздух. Затем коуч помогает им пройти через этот процесс, поощряя их практиковаться в технике преодоления трудностей.
В реальном мире ситуация может быть сложной, но "пациентам часто легче проделать эту работу в виртуальном мире", - говорит Фриман. " Прелесть в том, что преимущества переносятся в реальный мир".
Системы VR также могут быть модифицированы, чтобы помочь близким наркомана сопереживать их опыту и, что критически важно, предоставить возможность резко увеличить число людей, которые могут получить доступ к наиболее эффективным психологическим методам лечения.
"Наше новое лечение автоматизировано - терапией руководит виртуальный тренер, и в нем используется недорогой VR-комплект, так что у него есть потенциал для широкого использования в NHS", - говорит Фриман, - "В течение следующих трех лет эти крупные инвестиции должны привести к реальным и положительным изменениям в услугах для пациентов".
В то время как аппаратное обеспечение этих систем сегодня дорогое, экспоненциальные достижения в области технологий означают, что в ближайшем будущем системы VR смогут добраться до места, где они будут достаточно доступны по цене, чтобы находиться в любом доме, офисе или школе.
"Просто посмотрите на вычислительную технику - за последние 20 лет мы демократизировали информацию до такой степени, что любой может найти нужную ему информацию мгновенно". По мере того, как устройства VR становятся все дешевле и лучше, мы будем продолжать двигаться в направлении демократизации - все больше и больше людей смогут испытать, каково это - стоять на краю Гранд-Каньона, летать или использовать такой инструмент, как Машина Мечты, чтобы помочь повысить психическую устойчивость", - говорит Эль-Имад.
Хотя VR не является панацеей от кризиса психического здоровья, на поведение влияет пережитое. Если мы можем предоставить виртуальный опыт, который настолько реалистичен, что это машина замещает реальность, то возможности для психического здоровья просто фантастические.