Писатель М.М. Пришвин рассматривает проблему восприятия природы.
Известно, что автор глубоко и тонко воспринимал природу. В тексте он предлагает нам понять душу леса и советует понаблюдать за ручьем, который пробивает себе дорогу, потому что спешит к океану.
Он описывает, как ручей сражается с препятствиями. Писатель олицетворяет воду, говоря о том, как она «сжимает мускулы». М. Пришвин не только видит. Он еще и слушает. Автор описывает, как в воде рождается звук. Водяные струи тоже как живые существа «говорят и перекликаются».
Продолжая описывать свое восприятие звуков, которые издает вода: ропот и переплеск – автор сравнивает их с человеческими чувствами – слабостью, жалобой, отчаянием. Именно так М. Пришвин хочет показать, насколько глубоко можно чувствовать природу. Ручей знает, что рано или поздно добежит. Борьба за жизнь продолжается. Это и есть его жизнь. Ухо писателя все время слышит девиз ручья – «рано ли, поздно ли». Как же приятно М. Пришвину воспринимать природу, что лучше и быть не может!
Описание автором жизнеспособности ручья и сравнение его с человеческой судьбой - чрезвычайно интересное восприятие природы. Природа и человек связаны общей судьбой - жить, преодолевая препятствия. Это, я считаю, удивительным иллюстрированием проблемы, которую автор рассматривает в тексте.
Наблюдения М. Пришвина за жизнью ручейка, вылившиеся в философские размышления, приятное чувство, которое он испытал, и появившееся чувство привязанности к этим местам – вот результат восприятия им природы. Важно в этом тексте еще и то, что писатель наталкивает нас на мысль о том, что жизнь человека и природа схожа и что у природы можно поучиться стойкости. Надо учиться, воспринимая красоту природы, еще и осознавать ее жизнестойкость.
Прочитав текст, я как будто прошлась вместе с писателем и его другом ручейком и довела его до большой воды. Мне понравилось описание жизни ручья. Можно только удивляться такому наблюдательному взгляду и тонкому слуху М. Пришвина. Пожалуй, таким же волшебством казалась природа главной героине романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташе Ростовой. Она с восхищением вглядывалась в лунную ночь, как будто искала единения с ней. Это необыкновенная девушка, тонко чувствующая природу.
Итак, личное восприятие природы каждым человеком может быть разнообразным. Частое общение с картинами жизни природы, реальными и созданными писателями, помогает развивать чувство прекрасного и прививает любовь к ней.
ТЕКСТ
Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.
Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней. С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала. Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде. Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.
Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней. Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит. Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.
А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит.
Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.
На пути явилась широкая низина. Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью. Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками. Семена елей плывут и осин.
Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время. И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание. Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени. В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан».
По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену. А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой. А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели.
Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону...
Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.
И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута.
Ручей мой пришёл в океан. (По М. М. Пришвину)
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель.
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
История России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки