Карантин не миновал и российских миллиардеров, но проблемы обычных граждан в самоизоляции им неведомы.
Журнал «Форбс» расспросил 78 богачей, кстати, чтобы удостоиться такой чести, надобно иметь состояние стоимостью не менее 400 миллионов долларов. Все опрошенные входят в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России.
50 из 78 толстосумов осели на карантин в России, из 44 выбрали для этого Москву и Подмосковье. Один, правда, половину времени проводит в Лондоне, куда летает на своем самолете. Из оставшихся шесть человек решили переждать смутные времена в США, двое в Дубае, один в Ташкенте, остальные в Европе, пятеро облюбовали Швейцарию.
Все 14 богачей, которые дали журналу интервью, признались, что ищут, куда лучше вложиться. Некоторые уже скупают подешевевшие акции российских предприятий.
1) Алексей Мордашов, основной владелец ПАО «Северсталь»
Состояние: 16,8 млрд долларов. Место изоляции: Москва и МО
Говорит, что строго соблюдает карантин, возглавляет штаб по борьбе с коронавирусом на своих предприятиях, призывает сотрудников соблюдать профилактические меры.
2) Михаил Фридман, крупнейший акционер LetterOne и «Альфа-Групп»
Состояние: 13 млрд долларов, место изоляции: Лондон
Строит свой дом, который пока не готов, поэтому живет в арендованном. Радуется, что работает дома, освободилось много времени. Доволен, что можно носить майку, а не рубашку с галстуком. Финансового кризиса не боится. Говорит, что у него много разных активов, если пострадает один, другой уцелеет. Уверен, что вернуться к нормальной жизни и ходить на концерты можно будет не раньше, чем через год, и к тому времени, может, еще будет и другое представление о нормальности.
3) Алексей Кузьмичев, совладелец LetterOne и «Альфа-Групп»
Состояние: 6,5 млрд долларов, самоизолировался в Москве и Московской области
Ему не нравится, что он оказался на карантине в Москве. Обычно живет на два города, в Лондоне и Париже. Может вылететь в Великобританию, потому что он резидент этой страны с видом на жительство. Ждет, когда откроют Францию, потому что туда свободно полететь не может.
Кузьмичев не считает себя изолированным, потому что имеет пропуск и спокойно передвигается по Москве. По магазинам не ходит, продукты ему привозят. Уверен, что продавцы находятся в зоне риска коронавируса. От отсутствия ресторанов и театров не страдает, увлекся видеоконференциями.
4) Андрей Гурьев, основной акционер «Фосагро»
Состояние: 4,1 млрд, долларов. Место изоляции: Москва и МО
Когда на его предприятии был обнаружен заразившийся, он на своем самолете доставил в город Апатиты 100 экспресс-тестов, обследовал круг общения больного и не допустил распространения инфекции.
Сидит дома и скупает дешевые акции российских предприятий, дома созданы все условия для занятий спортом.
5) Владимир Евтушенков, №65, основной акционер АФК «Система»
Состояние: 1,5 млрд долларов. Место изоляции: Москва и МО
Сознательно остался в Москве, чтобы спасать свои предприятия. У него свой самолет для перемещений по России, но сейчас он им не пользуется. В Европу тоже не летает.
Рассматривает кризис как время возможностей и смотрит, куда вложить деньги.
6) Фархад Ахмедов, частный инвестор
Состояние: 1,4 млрд долларов. Место изоляции: Дубай
Спрятался от коронавируса на своей яхте и называет ее островком безопасности, туда ему привозят все необходимое. Судно регулярно дезинфицируется. Своими компаниями Ахмедов управляет по интернету.
7) Андрей Косогов, совладелец LetterOne и «Альфа-Групп»
Состояние: 1,2 млрд долларов. Место изоляции: Москва и МО
Сидит с семьей на Рублевке, в Москву не выбирается, в Европу не летает. Принимает все меры предосторожности и не верит, что можно заразиться, если их соблюдаешь. На всякий случай распустил по домам всех садовников и оставил минимум домашнего персонала.
Занимается ребенком, который в детсаде на удаленке, аквариумами. Готовится к плохому и очень напряжен, делает все, чтобы плохое не пришло.
8) Сергей Колесников, совладелец корпорации «Технониколь»
Состояние: 1 млрд долларов. Место изоляции: Рязань
Подготовился к карантину и говорит, что он не был для него неожиданным. Часть сотрудников перевел на удаленку, считает, что технологии позволяют управлять бизнесом из любой точки мира. Фитнес-тренировки устраивает себе возле дома.
9) Игорь Рыбаков, совладелец корпорации «Технониколь»
Состояние: 1 млрд долларов. Место изоляции: Москва и МО
По Москве ездит с пропуском, а в Подмосковье гуляет без разрешений. Удаленка ему понравилась, и теперь он проводит не два-три совещания в день, а семь-восемь. Появилось свободное время на изучение аналитики.
Надеется выиграть в нынешней непредсказуемости.
10) Игорь Юсуфов, частный инвестор, совладелец «Яргео»
Состояние: 900 млн долларов. Место изоляции: Москва и МО
Регулярно летает по стране на свои нефтегазовые предприятия, вкладывается в свой бизнес, ничего его не напрягает.
11) Дмитрий Волков, основатель SDVentures, Dating.com Group
Состояние: 750 млн долларов. Место изоляции не афишируется
Предположительно живет на Мальте, где у него гражданство, и в Италии, где он резидент, везде считает, что он дома. Может также бывать в Гонконге, на Кипре, в США, где находятся офисы его компании.
Раз в неделю у него тренировки по управлению вертолетом, каждый день игра на рояле, работа, занятия с дочерью. Вместе устраивают химические эксперименты и выращивают кристаллические деревья.
Постоянно ищет, в какие айти-технологии еще вложиться, настроен быть активным и считает, что прибыль зависит от активности.
12) Давид Якобашвили, частный инвестор
Состояние: 750 млн долларов. Место изоляции: Монако
Давно живет в своем доме в Монако, тут и остался на карантин, никуда не ездит на машине, передвигается только на мотоцикле или пешком. Ему не нравится, что долго сидит на одном месте и не летает в Париж, Лондон и Москву.
Ждет, что будет с его строительным бизнесом в Москве, ищет новые идеи, старые не работают.
13) Сергей Саркисов, совладелец страховой компании «РЕСО-Гарантия»
Состояние: 700 млн долларов. Место изоляции: Монако
Перед закрытием границ собирался в Куршевель, но по новостям понял, что начнутся проблемы, и остался в Монако. Никуда не ходит, только в ближайший магазин.
Огорчен, что его страховую компанию не включили в список системообразующих предприятий, зато с оптимизмом смотрит на продажи. В периоды неопределенности пользуется спросом страхование жизни, здоровья, имущества.
Видит много инвестиционных возможностей, не решил, куда лучше вложиться.
14) Дмитрий Конов, председатель правления ПАО «Сибур Холдинг»
Состояние: 450 млн долларов. Место изоляции: Москва и МО
Сидит в Москве, управляет своим бизнесом, чтобы его сохранить, все работу перевел на удаленный режим. Всех работников перед вахтой тестирует на коронавирус.