Найти тему
Другая педагогика

О бесполезности "развивающих" мультфильмов.

Это мяч. Он *апь№то и крЭфмшбм .Примерно так ребенок воспринимает незнакомые слова, появляющиеся в виде картинки: *апь№то и крЭфмшбм. То есть по сути для малыша все новые слова - это просто набор звуков, не связанных с образом предмета. Но ведь в этот момент он видит изображение! Да, изображение мяча, который может быть: кругым, легким, мягким, прыгучим, резиновым, разноцветным, веселым, в конце концов. Эти прилагательные означают абсолютно разные свойства предмета, и только меньшую часть из них можно изобразить. И даже если *апь№то и крЭфмшбм означают разноцветный и круглый (то есть то, что можно воспринять визуально) - поди догадайся, какое из этих слов что значит.

Чтобы еще более наглядно проедмонстрировать этот эффект - включите мультфильм на том языке, которого вы не знаете. Простейший мультик на каком-нибудь китайском. Можно посмотреть 2 или 3 мультфильма. Сильно продвинулся ваш китайский после просмотра?

Безусловно, это сравнение не совсем корректно. У ребенка уже есть определенный запас слов, он может по контексту догадаться о значении некоторых новых. Общий смысл и сюжет мультфильма он точно поймет (если, конечно, этот смысл есть). Однако не стоит слишком надеяться на развивающий эффект мультфильмов. Ведь развитие - это процесс, подразумевающий приобретение новых (!) знаний. Глядя на мелькающие изображения, сопроводжающиеся звуками, новых знаний появится примерно столько же, сколько у вас после просмотра китайских мультиков. При просмотре "развивающих" мульфильмов можно лишь закрепить имеющиеся знания.

Однако для того, чтобы они были, ребенку просто необходимо жить в реальном мире. Смотреть на реальный мяч и играть с ним, трогать, мять, попробовать укусить, послушать как звенит, отталкиваясь от бетонной стены и как гулко стучит о деревянный пол, увидеть как он плавает, понять с какой силой, в каком направлении его нужно толкнуть, чтобы попасть туда, куда хочется...

Именно это и называется развитием: естесственным, всесторонним, гармоничным. И именно в этом случае слова *апь№то и крЭфмшбм легко превратятся в "звонкий" и "резиновый" (например) и будут точно ассоциироваться у ребенка именно с теми свойствами, которые они означают. Не с картинкой, а с целым набором ощущений, воспоминаний и действий.