Найти в Дзене
Мир

Субкультура АУЕ: как заметить и остановить?

Лет пять назад мало кто слышал аббревиатуру АУЕ. Во всяком случае, из тех, кто не имеет отношения к криминальной среде. А в последние годы эти буквы стали появляться в СМИ довольно часто. Год назад они дошли даже до президента: ответственный секретарь Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова на встрече с Владимиром Путиным сообщила ему, что так называемое арестантско-уркаганское единство, или АУЕ, грозит распространением уголовной идеологии в образовательных учреждениях. Она даже назвала АУЕ угрозой национальной безопасности. Что же представляет собой эта субкультура, какое отношение она имеет к детям и чем она опасна для них?

Что такое АУЕ? - Арестанстко-уркаганским единством (встречается также трактовка «арестантский уклад един») называют неформальное движение подростков, живущих по воровским законам. Основные его ценности – это тюремные понятия. Здесь подростки «ботают по фене», «скидываются на общак», воруют, «опускают». Об АУЕ стало известно с конца нулевых – начала 10-х годов, когда в нескольких крупных городах России группировки подростков и молодежи спровоцировали беспорядки. За несколько лет это движение распространилось в российских школах, интернатах, детских домах и спецучилищах.

Почему возникают субкультуры такого рода?

Как попадают в криминальную среду дети из неблагополучных семей, понять несложно. Родители, которые пьют, употребляют наркотики, нередко сами толкают детей за черту закона. Как бы страшно это ни звучало, именно они часто заставляют детей красть деньги или продавать запрещенные препараты – ведь до 14 лет уголовной ответственности нет, а значит, ребенок может совершать противоправные действия и не нести за это ответственность.

-2

А вот что заставляет вступать в АУЕ, изъясняться тюремным жаргоном и совершать право нарушекния благополучных детей? Этот вопрос волнует всех родителей.

Особенностью подросткового возраста является романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны. Смерть, преступления, уход из дома – все это тинейджерам кажется притягательным и интересным. А в 90-е годы в нашей стране наблюдалась популяризация криминальной среды ― было много сериалов о бандитах, криминальных авторитетах, рэкетирских захватах. Дети играли не в «войнушку», а в «Бригаду». Криминальный авторитет – вор, убийца, преступник – в глазах подростка выглядит сильным, уверенным в себе, способным на серьезные и смелые поступки. Такой героический образ манит и заставляет ребенка вливаться в преступную среду – ведь каждый подросток хочет быть сильным и уверенным в себе человеком.

-3

Кроме этого, именно в подростковом возрасте дети впервые задумываются о смысле жизни. Они ищут себя, ищут способы самореализации, самовыражения. Они задает себе вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?» и, если не находят ответы в той среде, которая мх окружает, начинают искать их вовне. Чаще всего это «вовне» ― это улица, где другие ребята уже имеют свое представление о смысле жизни и готовы им поделиться. тинейджерам рассказывают о том, что, якобы, есть неправильный мир ― законопослушный, а есть правильный ― криминальный. Что члены АУЕ пытаются «отстоять правду и справедливость», против которой борется власть. Что отрицать все ценности «неправильного» мира и «быть не как все» ― очень круто и здорово: все работают – я не буду работать, подросткам запрещают пить и курить – я буду это делать, все спешат домой в свои семьи – я буду считать своим родным домом тюрьму.