В День Победы СМИ то и дело рассказывали о том, как наша страна отмечает 75-ю годовщину. Было много репортажей о воздушных и морских парадах, песнях, которые люди пели из окон, много концертов разной степени пафосности и вкуса, даже несколько ток-шоу, герои которых рассуждали о том, как плохо и нечестно переписывать историю… Были речи, поздравления, уверения и даже клятвы.
Все это хорошо, но, мне кажется, мало было сказано о том, как именно наши отцы, деды и прадеды завоевали эту победу, какими они были, ради чего не щадили себя, почему именно они оказались тем самым камнем, о который фашистская Германия сломала себе зубы…
Мы воспитаны в иной системе ценностей, ином понимании мира, у нас другие приоритеты. Многие поступки предков кажутся нам странными, абсурдными, на многие вещи мы смотрим совсем по-другому.
Наверно, все дело, именно в этом – в системе ценностей и нравственных приоритетов. Именно это стало важнейшим фактором, сделавшим возможной победу. Не вооружение, не стратегия, не фанатизм, а вот это четкое понимание, что в данный момент самое важное.
Очень хорошо сказано об этом в фильме «Мы из будущего» (пожалуй, одном из лучших фильмов о войне за последнее время) – просто, спокойно и удивительно точно: старший лейтенант Демин приказывает Черепу и Чухе ползти к дотам, Чуха говорит: «Я боюсь», на что Демин отвечает: «Все боятся. Но воевать-то надо».
Это и было, пожалуй, самое главное – понимание, что воевать надо, что нет иного способа уничтожить зло, пришедшее на нашу землю.
И это понимание вместе с истинной, непоказной любовью к Родине давали силы и мужество преодолевать все, идти вперед и бить врага.
Но сегодня об этом практически не говорили. Было много пафосных слов, хотя такие вещи выражаются точнее всего самыми простыми.
Однажды, когда Петр Наумович Фоменко ставил «Войну и мир», он репетировал сцену гулянки молодых офицеров у Анатоля Курагина (той, где Долохов на спор выпивает бутылку рома, сидя на окне). В романе эта сцена написана отлично, но ее посыл вполне понятен: показать порочный образ жизни золотой молодежи и противопоставить этих распущенных молодых людей Пьеру, князю Андрею, семейству Ростовых, ну и заодно ввести в повествование Долохова – героя яркого, интересного, сильного, но в глазах Льва Николаевича, конечно же, отрицательного. А вот для Петра Наумовича это была одна из самых нежных, тонких, острых сцен в спектакле. Потому что она была не про пьяный разгул мажоров, а про русских мальчиков, которые сегодня играют с опасностью, а завтра проявят себя перед лицом настоящей опасности, не отступят перед лучшей армией Европы, и сделают то, что должно, независимо своей «положительности» или «отрицательности». Про что играть, Петр Наумович объяснил двумя замечательными фразами:
«У них к Отечеству, к совести, к чести свои отношения. Мне казалось, это очень важно. „Вы, нынешние, ну-тка!..“ - после этих людей хочется сказать».
Опять удивительно просто и емко сказано, без пафоса и сложных построений.
Во время Великой Отечественной войны нашим предкам тоже помогали не отступать и делать то, что нужно именно «свои отношения» к Отечеству, совесть и чувство чести (которое никак не зависит от происхождения и крови, оно просто либо есть, либо нет). Это сочетание порождало мужество, стойкость и смелость. Ведь смелость не в том, чтобы не бояться, а в том, чтобы преодолеть страх ради чего-то.
Смелость, особенно, на войне – это вообще вещь поразительная. Невозможно не бояться, потому что инстинкт самосохранения не отменить, не заглушить. А вот преодолеть страх возможно и приходится, иначе воевать не получится.
В «Записках кавалериста» поэта Николая Гумилева, ушедшего добровольцем на Первую мировую войну, несмотря на «освобождение вчистую» от воинской повинности, есть несколько замечательных моментов (это вообще прекрасное произведение – настоящие документальные воспоминания о военных буднях, написанные тонким, чутким, умным наблюдателем и очень талантливым литератором), когда он с удивительной точностью и беспристрастностью описывает, как приходилось преодолевать страх, чтобы выполнить свой долг. В этих описаниях нет никакой рисовки, ничего наносного, шаблонного, только ясное и чистое понимание того, что происходит, что нужно делать, чтобы выполнить задание и не подвести товарищей. Мне очень нравится фраза: «Не скрою, что мне было страшно тем страхом, который лишь с трудом побеждается волей». Подобные ей рассыпаны по всем «Запискам», хотя Гумилев изначально предполагал опубликовать их. Ведь ему нет необходимости обманывать себя и других – долг он выполнял честно, а человека, заслужившего в боях два солдатских Георгия и офицерские погоны, назвать трусом в голову не придет.
Наверно, именно такое спокойное ясное мужество, непоказное, глубинное, и помогло нашим солдатам в самых страшных битвах Великой Отечественной. А его сегодня прикрывают какими-то шаблонными, картонными фразами, за которыми много шума и мало смысла. Главное, ценность этих фраз – нулевая. Они ничего в себе не несут, ничему не могут научить, не объяснят нынешним детям, как «не бояться и делать, что надо».
Мне кажется, вместо бесконечных концертов и парадных репортажей, вместо новых фильмов о войне, которые все больше напоминают «Крепкий орешек» или истории про непобедимого, неуловимого Джеймса Бонда, хотя бы в День Победы можно было бы дать слово самим победителям. Ведь так много воспоминаний, писем, дневников, хранящих их настоящий опыт, истинные переживания и ощущения. Неужели есть что-то ценнее этого? Особенно для нас – их потомков, желающих равняться на них? Неужели что-то лучше этого может научить мужеству и стойкости, привить любовь к Родине и чувство чести?
Не думаю…