Найти тему
4IT

Автоматизация бизнеса: основные направления

Уже на протяжении нескольких лет российский бизнес продолжает накрывать волна автоматизации. Хотя само по себе это явление не так уж и ново. Но, все зависит от того, что понимать под словом "автоматизация".

А не пора ли добавить пару роботов?
А не пора ли добавить пару роботов?

В самом широком смысле под автоматизацией подразумевается замещение любого ручного труда машинным. При этом абсолютно не важно, на каких принципах построен этот машинный труд. Ярким примером такой автоматизации будет Генри Форд и его знаменитый на весь мир конвейер. Конечно, кто-то может поспорить с тем, что автомобили продолжали собирать люди вручную, но, тем не менее, некоторые детали передвигались по цеху самостоятельно и их уже не переносили люди. Ну, чем не автоматизация?

Однако здесь я бы хотел поговорить больше о цифровизации. Слово многим, конечно, режет слух, но имеет место быть. И в этом плане уже средствами автоматизации выступает не что иное, как продукты IT-индустрии: компьютеры, программное обеспечение и т.д.

И в современном бизнесе выделяют два основных подхода к автоматизации через IT.

Ох уж эти графики... Все ручками, все ручками.
Ох уж эти графики... Все ручками, все ручками.

Автоматизируем то, что приносит нам прибыль. Это первый подход, который направлен на изменение тех бизнес-процессов, которые непосредственно участвуют в формировании прибыли предприятия. Ярким примером может являться отдел продаж и его IT-развитие. Современные CRM-системы, представляя собой мощный продукт для реализации автоматизации, позволяют вывести отдел продаж на другой уровень, тем самым напрямую повлияв на прибыль, которую он приносит.

Автоматизируем то, что поддерживает наше предприятие. А это уже другой подход, который направлен на преобразование тех отраслей предприятия, которые напрямую не участвуют в формировании прибыли, однако интенсивно поддерживают работоспособность предприятия в целом. Опять же, как самый яркий пример - это бухгалтерия. Ее сотрудники никак не влияют на то, сколько денег получит компания в тот или иной момент времени, но без нее компания не могла бы существовать (ну, если это уже достаточно крупная компания).

Таким образом, автоматизация в настоящее время разбивается на два крупных направления. И что же выбирать? Казалось бы, что ответ донельзя прост: необходимо автоматизировать в первую очередь то, что приносит непосредственную прибыль. Однако, все сложнее, чем выглядит на первый взгляд. Как показывает практика, именно поддерживающие бизнес-процессы автоматизированны в большей степени у всех компаний. Связано это с тем, что именно в этих процессах большая рутинность, которая легко поддается автоматизации с снимает с людей львиную долю загрузки, и, что самое главное, снижает риск человеческой ошибки. Никому не хотелось бы ошибиться в налоговой отчетности, ведь правда же?

Однако корректно проводить автоматизацию по двум направлениям сразу. Нельзя углубляться во что-то одно, ведь иначе другие направления будут обычным якорем, не дающими возможность развить нужную скорость.

Надеемся, что теперь Вы стали на шаг ближе к автоматизации и мы смогли Вам в этом помочь. Поддержите нас и подпишитесь на канал, чтобы в ближайшее время не пропустить новые статьи, а именно:

1. С чего начать автоматизацию?
2. Что такое BPM и кому оно нужно?

Спасибо за внимание!