Пишу этот текст не для лайков, а для того, чтобы он здесь остался. Чтобы память не стерла воспоминания. Ну и май выбран не случайно - это не только месяц, когда мы отмечаем День Победы, но и месяц, когда поженились мои родители - 13 мая 1959 года.
Мои родители - дети войны. Про них мало пишут, мало рассказывают. Ну что такого они сделали? Просто их детство выпало на это сложное для страны время. Все так и не совсем так. Война отобрала у них родителей - моих бабушек и дедушек. Всех, никого не пощадила.
Папа родился в 1936 году, мама в 1939. У папы вместе с его мамой расстреляли брата Виктора, в честь которого был назван мой двоюродный брат, рассказ о котором - Как у меня нашелся брат в Греции - можно прочитать на Яндекс.Дзен.
Но начну я с маминой истории. Потому что из всех рассказов о войне этот всплывает самым первым.
Немцы наступают. Вокруг разрываются бомбы, а маленькая двухлетняя девочка бегает во дворе за цыплятами и кричит: "Мама, дай цыпу!". Почему она не боится звуков войны - никому не понятно, и не известно... Ее хватает мама Павлина и пытается утащить со двора в погреб, но девочка кричит и вырывается: "Мама, дай цыпу!".
А когда плачущей малышке все-таки ловят и дают цыпленка, чтобы она успокоилась, от переизбытка чувств и неумения управлять силой своих маленьких ручек, девочка сдавливает пушистый желтый комочек и тут же начинает плакать снова - цыпленок больше не двигается.
Это один из немногих моментов, в котором в памяти девочки есть ее мама. Моей бабушки Павлины не стало в 1943. А маму, она была единственным ребёнком в семье, какое-то время воспитывали ее дедушка и бабушка. И это было счастьем, потому что когда умер дедушка бабушка объединила усилия по воспитанию мамы с одним из своих сыновей, который к тому времени женился. Тогда маме стало невыносимо плохо. Ее портфель могли выкинуть в будку к собакам и сказать, чтобы она там учила уроки... Но это уже послевоенная жизнь, которая ни у кого из сирот не была сладкой.
О том, где погиб и захоронен мой дедушка Василий мы узнали, когда уже выросли. Архивы долго изучал моя младшая сестренка Наташа, которая и нашла информацию: последнее место службы красноармейца Науменко - 447 автомобильная рота. Умер он 13 мая 1944 года (опять май). Первичное место захоронения - г. Заставная на Украине.
У папы было шесть братьев и одна сестра. Их большую семью спасала корова, которую во время оккупации прятали от немцев в лесу. И вот когда моя бабушка пошла за коровой с одним из сыновей, их расстреляли. Было это в 43-м году, незадолго до освобождения хутора Злотницкого. Дедушку сразу призвали в армию, он служил поваром у Рокосовсского.
Как шесть детей выживали без родителей - мне, честно, не понять. Папа рассказывал, что они подбирали мерзлую картошку, которую называли "тошнотиками" и варили ее. Ели крапиву и все, что можно было найти в лесу. Перед самым концом войны вернулся мой дед Дорофей, его комиссовали по состоянию здоровья. По сути, отправили доживать - у деда обнаружили тиф. Но прожил он недолго - в 1948 году дедушки не стало и детей распределили: кого-то в детские дома отправили, кого-то в ремесленные училища.
Каждое 9 мая мои родители плачут: мама всегда, а слезы папы я стала замечать недавно. Война прошлась по нашей семье танком, не оставив нам ни одного дедушки или бабушки. Мои родители, несмотря на то, что оба росли сиротами, создали семью, в которой почти всегда было весело и тепло нам, детям. За что им низкий поклон и наше безмерное уважение.