Найти тему
Filmhuset

Как снимать вместе: экономика шеринга в кино

Киноиндустрия, как и все другие отрасли производства, терпит убытки во время COVID-19: съёмки остановлены, проекты заморожены, международные смотры/фестивали/кинорынки отменяются или переходят в режим онлайн, и когда восстановится стандартный уклад рабочих процессов – пока загадка. Очень грамотная и важная инициатива родилась у Роскино, организовывающего первый онлайн кинорынок российского контента для привлечения зарубежных закупщиков, прессы и т.д. Характерная особенность мероприятия, помимо прочего, – обращение внимания к секции копродукции. Снимать кино совместно с компаниями зарубежными в какой-то степени проще (вы делите финансовую ответственность и вложения), в какой-то – значительно затруднительней (трудности перевода, коммуникация и съёмки в разных странах), но данное направление более чем стоящее для развития индустрии. В связи с этим вспоминаю удачные и не столь давние примеры фильмов совместного производства // копродукции в широком смысле слова (варианты разделения труда, финансов и творчества могут разниться). Поехали, соблюдая хронологию:

Айка, 2018, реж. Сергей Дворцевой, 100 мин.

Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан

Кадр из фильма "Айка". ©"Вольга".
Кадр из фильма "Айка". ©"Вольга".

Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале, по итогам которого Самал Еслямова (её в Каннах, впрочем, могли и помнить по "Тюльпану" 2008 года того же Дворцевого) получила приз за лучшую женскую роль. И это только начало фестивальных наград, что, к величайшему сожалению, как и включение в шорт-лист Оскара в категории «Лучший фильм на иностранном языке», не спасло режиссёра от претензий Минкульта за несоблюдение условий выдачи поддержки на производство. Дворцевой (большой художник, документалист и перфекционист) ждал снега, потому что снимать без него было бы странно, ведь героиня не могла бы прятать живот под курткой, соответственно, и сроки сдачи фильма вынужденно сместились, проект снимали 7 лет. Но вернёмся к сюжету. Айка – молодая девушка из Киргизии, которая вынуждена оставить в роддоме своего новорожденного ребёнка. Но затем к нему вернуться. У неё просрочено разрешение на работу, а за неделю ей нужно заработать денег для возврата долга. Дантовские круги ада гастарбайтеров в безжалостной Москве описаны с отстранённой холодностью, сосредоточив всё внимание на Айке, которая бьётся, словно рыба об лёд, чтобы разорвать порочный круг нищеты. Фильм важен как мощное визуальное высказывание на тему бесправности гастарбайтеров в столице.

Нелюбовь, 2017, реж. Андрей Звягинцев, 127 мин.

Россия, Франция, Германия, Бельгия

Постер фильма. ©Sony Pictures Classics
Постер фильма. ©Sony Pictures Classics

Поскольку Звягинцев заработал порядочную репутацию своими четырьмя проектами ранее, к «Нелюбви» присоединились крупнейшие зарубежные (в большинстве своём французские) компании, в том числе Wild Bunch, Canal+, ARTE и другие. Российский режиссёр с именем беспрецедентного масштаба, права на картину выкупили некоторые компании ещё только по прочтении сценария. Потом была премьера в Каннах, где Звягинцев получил Приз жюри, а далее и номинация на Оскар. Опять же это колоссальное зарубежное признание режиссёра не явилось гарантом того, чтобы создать новый проект, с поиском партнёров по которому у Звягинцева появились проблемы.

Но вернёмся к «Нелюбви»: фильм выстроен вокруг восприимчивого (а вы найдите другого, это же ребёнок!) мальчика Алёши, до которого нет дела его глубоко несчастным родителям. Их брак трещит по швам: отец Борис (Алексей Розин) уходит к молодой любовнице Маше (чудесная Марина Васильева), а мама Женя (Марьяна Спивак) полностью поглощена устройством отношений с бизнесменом Антоном (Андрис Кейшс). Любви в браке не было, Женя залетела, а аборт Борис делать запретил, ведь он хотел семью, а ей хотелось вырваться от проклинающей её матери. Алёша случайно подслушивает накалённый взаимной ненавистью разговор родителей, обсуждавших детали развода. Они перекидывают ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка друг на друга, отказываясь взять сына к себе, и мать в порыве досады на горе-супруга (не в истерике, потому что Марьяна Спивак играет ровную и сдержанную, холодную стерву) начинает разыгрывать интернатскую карту. Мол, а что ты думал, тут накосячил и дальше пойдёшь? Я тоже пойду. Сдадим его в интернат. Вот ты на утро и скажи ему. Мальчик – в бесшумные слёзы. На утро вышел в школу – и поминай, как звали. Спустя временное пространство фильма мать разразится упрёками на мужа, в морге, на опознании потенциального тела Алёши. Всхлипывая обломками фраз о том, что она никому бы его не отдала.

Арт по мотивам "Нелюбви" (подготовлен filmhuset) ©Fetisoff Illusion
Арт по мотивам "Нелюбви" (подготовлен filmhuset) ©Fetisoff Illusion

Снял двухчасовую горькую и совершенно универсальную, вневременную драму о том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», Михаил Кричман. Великий оператор всея Руси, который снимал все фильмы Андрея Звягинцева. Шанс, что вы сможете оторваться от экрана, стремится к нулю.

Зоология, 2016, Иван И.Твердовский, 91 мин.

Россия, Германия, Франция

Кадр из фильма "Зоология". ©New People Film Company.
Кадр из фильма "Зоология". ©New People Film Company.

Как и во всех фильмах режиссёра, главный герой наделён физическим изъяном-особенностью, упрощённо говоря можно было бы резюмировать: «Класс коррекции» - о детях с инвалидностью, «Зоология» - о женщине с хвостом, «Подбросы» - о парне, не чувствующем боли (обзор фильма – в материале ранее). Так вот в «Зоологии» – совместное производство России, Германии, Франции – у сотрудницы зоопарка Наташи в исполнении своего рода музы режиссёра Натальи Павленковой вырастает хвост. И не такой милый и аккуратный кроличий хвостик, который можно было бы завуалировать под костюм девушки Playboy, а жуткий крысиный хвостище, который живёт своей жизнью и отравляет хозяйке её собственную. Ведь Наташа - жительница маленького удушливого приморского городка, жильё делит с суеверной и глупой матерью, окружают её недалёкие и грубые коллеги. Все шарахаются от героини, как от чумной, и понимания в необычной ситуации она не встречает по сути ни от кого, как и от новоявленного хахаля. Кажется, что вот-вот наступит светлая полоса, нашёлся человек, который принимает её вопреки визуальному изъяну, а в действительности у него адский фетиш на сам этот хвост. В общем, шансов на перезагрузку и новую, свободную от предрассудков, жизнь в этом душном городке нет.

Наталья Павленкова – бесподобная актриса, сыгравшая во всех фильмах Твердовского, также можно будет увидеть её и в новом проекте «Конференция», который ожидается к релизу в 2020.

Я не вернусь, 2014, Ильмар Рааг, 105 мин.

Россия, Казахстан, Эстония, Финляндия, Беларусь

Кадр из фильма "Я не вернусь" ©Кинокомпания "СТВ".
Кадр из фильма "Я не вернусь" ©Кинокомпания "СТВ".

Ильмар Рааг – эстонский режиссёр, снискавший известность и уважение фильмом про подростков «Класс» (ближайшая аналогия – «Слон» Гаса Ван Сента), снял совместно с «СТВ» историю двух девочек в бегах. Старшая – умница Аня, уже выпустившаяся из детдома, которая вскоре после начала своей научной карьеры в институте вынуждена скрываться от правопорядка из-за досадной подставы со стороны её бывшего знакомого по детдому. Её играет удивительная актриса с очень умными глазами Полина Пушкарук. Досадно, что пока её не встретишь в других интересных проектах, потенциал её драматического дарования остаётся проигнорирован индустрией, хотя актриса она, даже если судить только по одной этой картине, магнетическая. Аня встречает Кристину – бойкую девчушку 13 лет, у которой в голове сидит орёл, а в сердце - собака, орёл умный, а собака злая. Кристина хочет кило конфет и сбежать из детдома, куда снова поместили Аню за «отсутствием документов» и родителей. Аня хотела красные сапоги и семью. Вместе девочки направляются не куда-нибудь, а в Казахстан, где находится бабушка Кристины, а мы наблюдаем за тем, как их недетское путешествие трансформируется в историю о привязанности и утрате. Разрывающему сердце, сильному и правдивому кино, которое почему-то не получает должного внимания. От всей души рекомендую посмотреть.

***

Чтобы не пропустить свежие материалы, подписывайтесь на канал FILMHUSET и спасибо огромное за внимание!