Найти тему
Historic moment

Война против войны: бойня в университете Кента

4 мая 1970 года в университете Кента начались акции протеста против конфликта во Вьетнаме и беспорядков. Гвардейцы направили свое оружие на толпу. Первые выстрелы были сделаны, жертвы появились. Несправедливая смерть невинных людей стала символом одинаково несправедливой войны.

Плакат с мая 1970 года, призывающий студентов протестовать
Плакат с мая 1970 года, призывающий студентов протестовать

«Впервые со времен Гражданской войны в США американцы обстреливали друг друга по политическим мотивам», - тогда пресса описывала события в Кенте. Они, несомненно, были шоком для американского общества - в конце концов, протест против войны каким-то образом превратился в войну.

Источник волнений

После пика 1968 года, когда переговоры в Париже выявили бескомпромиссную и жестокую агрессивность коммунистической стороны, антивоенные и пацифистские движения потеряли часть своей аргументации. Был хороший шанс, что конфликт во Вьетнаме подходит к концу. 20 апреля 1970 года президент Ричард Никсон объявил, что в этом году будет выведено 60 000 человек, а в следующем году - 90 000 солдат. Американское общество даже не успело насладиться мыслью о мире, когда 30 апреля было объявлено о наземном наступлении американских и союзных сил против северных вьетнамских беженцев в Камбодже.

Камбоджийская операция спровоцировала движения за мир. Через несколько часов после выступления президента тысячи студентов американских университетов вышли на улицы в знак протеста. Гнев и горечь спровоцировали многих из них на агрессивное поведение. В тридцати колледжах здания военных учебных заведений были полностью разрушены или сожжены. В университетских городках был полный хаос. Протестующие разбивали окна, уничтожали оборудование и разбивали фонари. Вмешательства полицейских никак не помогли и даже усилили ярость, но пока без смертельных случаев. До определенного момента.

Резня в университете Кента

Беспорядки в университетском городке в Кенте начались 1 мая. Первоначально их курс был аналогичен событиям в других национальных университетах. Большой сбор протестующих против войны собрался на сборочной площадке университета. Мирное собрание превратилось в бунт только около полуночи, когда алкоголь спровоцировал несколько демонстрантов на вандализм. Следующие дни вращались вокруг все более опасных инцидентов. Среди прочего было подожжено здание военного кабинета, а взволнованная толпа помешала его тушению. Ночное опустошение соседнего города Акрон заставило губернатора Огайо вызвать Национальную гвардию. Был введен комендантский час, и вскоре, 4 мая, произошла настоящая трагедия.

Рисунок, показывающий ход событий 4 мая
Рисунок, показывающий ход событий 4 мая

На этот день был запланирован мирный митинг для студентов. Несмотря на чрезвычайное положение и тысячи листовок о его отмене, собрание осуществилось. Около двух тысяч молодых людей пришли на площадь. Лишь одному человеку удалось выступить, когда Национальная гвардия под предлогом подозрения о возможном беспорядке решила разогнать митинг. Молодые люди не слушали призыв разойтись пять раз. Толпа контролировала их ярость, солдаты и полицейские были оскорблены, и в них были брошены камни. Сначала гвардейцы использовали патроны со слезоточивым газом, которые из-за ветра оказались неэффективными и разделили толпу только на более мелкие группы. После неоднократных угроз применения оружия они были обстреляны из боевых патронов. Оскорбления и развевающиеся среди демонстрантов флаги Вьетконга спровоцировали гвардейцев стрелять прямо в толпу. В результате четыре человека погибли сразу, а девять получили ранения.

Хуже всего то, что двое из убитых и большинство раненых, как и большая часть студентов Кентского университета, вообще не посещали процессию. Они были обычными прохожими, которые просто хотели придти на занятия, проходящие в соседнем здании.

Последствия событий 4 мая

Члены Национальной гвардии пытались объяснить свои действия выстрелами, которые они слышали из толпы. Специальная комиссия, назначенная президентом для проверки обстоятельств трагедии, показала, что применение оружия было ненужным и неоправданным. В то же время члены комитета заявили, что «поведение многих студентов и не студентов, участвующих в демонстрации ... несомненно, не может быть допущено».

После событий в Кентском университете были представлены результаты опроса, где большинство общественного мнения поддержали гвардейцев и раскритиковали отношение демонстрантов. Это «молчаливое большинство», о котором позже говорил Никсон в своей речи, очень редко давало о себе знать. Это было не так харизматично и динамично, как движения за мир. Их немногим речам не хватало таланта и харизмы. Она была тем, что презирало новое поколение освобожденных интеллектуалов. «Молчаливое большинство» было поколением трудолюбивых, простых и стабильных людей, так называемых «синих воротничков».

Тейлор Холл, здание, в окрестностях которого произошла бойня
Тейлор Холл, здание, в окрестностях которого произошла бойня

В том же месяце произошло еще одно столкновение между этими двумя мирами. Несколько сотен строителей объединились во время обеденного перерыва, чтобы преследовать студенческую демонстрацию на Уолл-стрит. Рабочие разогнали демонстрацию, избили несколько десятков участников, а затем направились к штаб-квартире нью-йоркских властей, выкрикивая «Всю дорогу США!» и потребовали поднять флаг, который был опущен до половины мачты в знак скорби по погибшим в Кенте. Левые либеральные СМИ сделали этот инцидент символом правого примитивизма и жестокости. Эти особенности должны были характеризовать всех, кто выступал за участие американских войск в Индокитайском конфликте.

Фактически, каждая сторона была права, и каждая сторона показала это довольно жестоким и эмоциональным способом. Некоторые журналисты, такие как Стюарт Олсоп или Джордж Болл, указали мирному движению на отсутствие какой-либо формы обсуждения. Их действия были основаны исключительно на пустых лозунгах и оскорблениях. Молодые люди не приняли никаких аргументов, кроме тех, которые, по их мнению, были правильными. Интеллектуальное закрытие в конечном итоге стало убийством университетов. Соответствующее посредничество и предметное обсуждение позволят достичь взаимопонимания. Конечно, такая журналистская позиция была в подавляющем меньшинстве, но, возможно, только такой голос разума смог остановить трагедию, которая произошла в университете Кента.