Наравне с другими животными, наибольшую пользу среди птиц на войне с незапамятных времен приносили голуби. И хотя Вторую мировую войну называли войной моторов, красивой и хрупкой птице – голубю – также нашлось свое важное место. О том, как воевали голуби, знают далеко не все голубеводы. А в силу потери голубями «военной специальности» сегодня, информации о военно-голубиной связи становится все меньше и меньше. В связи с этим, мы собрали все доступные материалы о военно-голубиной связи с античных времен и до наших дней. Их и предлагаем вашему вниманию.
Возникновение голубиной почты
Домашние голуби произошли от дикого скального (сизого) голубя, который до сих пор обитает на Юге Европы, в Северной Африке и Южной Азии, гнездится на скалах и высоких обрывистых берегах. Уникальный инстинкт голубей — возвращаться на свой участок обитания, к гнезду, в науке именуют «хоминг». Однако, даже сегодня ученые не могут полностью объяснить механизм, который позволяет голубям точно определить направление полета, из множества городов найти нужный, из тысяч похожих домов определить один и из сотен окон отыскать именно свое. Голуби обладают очень острым зрением в сочетании с прекрасной памятью. Это позволяет им формировать маршрут на основе зрительных впечатлений. Но главный навигатор голубя — магнитный. Он расположен в основании клюва и носит название «магнитно-рецепторная система». С ее помощью только что вылупившийся птенец определяет и запоминает уровень магнитной напряженности возле своего гнезда. И эту информацию он уже никогда не забудет.
«Магнитный навигатор» в клюве голубя.
Помимо магнитного «навигатора» у голубя есть еще и инфразвуковой «датчик», позволяющий улавливать колебания ниже 10 герц. Таким образом, голуби узнают о надвигающихся бурях, перемене погоды и направлении ветра. И наконец, за долгие годы жизни бок о бок с человеком птицы научились пользоваться его дорогами. Еще с древнеримских времен почтовые голуби в Италии летали из Рима на север и обратно вдоль Виа Аврелиа — старого прибрежного пути, который в 241 году до нашей эры соединил Вечный город с Галлией (нынешней Францией). Итальянские ученые обнаружили, что и современные птицы придерживаются этого маршрута. Древняя дорога стала ориентиром для тысяч поколений почтовых голубей. Каким образом они передают эту информацию своим потомкам, пока остается загадкой.
Хоминг голубей был подмечен одновременно с их одомашниванием, и уже в древности сделал этих птиц незаменимыми для человека. Одно из самых древних сообщений о голубиной почте мы можем найти в Ветхом Завете. Ной выпускает из ковчега голубя и ожидает его возвращения. И голубь действительно возвращается с оливковой ветвью в клюве – знаком того, что земля снова стала пригодна для жизни.
Античные свидетельства использования голубей.
Голубиная почта была известна в Древнем Китае, Греции, Египте. Остались многочисленные письменные свидетельства о применении голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особый толчок к развитию голубиной почты давали военные действия, которые, не прекращаясь, идут на земле со времен глубокой древности. Война – это время, когда от точной и оперативной информации зависят судьбы городов, армий, а то и целых народов. Египетский султан Нур ад-Дин платил по 1000 динариев за пару хороших почтовых голубей. Он считается также создателем первой официальной почтовой службы – сети «голубиных башен» по всей территории Сирии и Египта. В более поздние эпохи голуби оказали большие услуги в 1572 году при осаде Харлема, в 1574 году — при осаде Лейдена.
До изобретения телеграфа (1832 г.) этот метод сообщений пользовался значительной популярностью среди брокеров на рынке ценных бумаг и финансистов. Почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно провести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть. В начале XIX века голландское правительство организовало гражданско-военную систему голубиной связи на Яве и Суматре, используя птиц, завезённых из Багдада.
В 1870-1871 годах, во время франко-прусской войны, при осаде Парижа прусскими войсками, 73 голубями из 363 было передано 150 тысяч официальных и до миллиона частных депеш. Почта для Парижа готовилась в Туре. Один голубь некоего Деруара шесть раз перелетал из провинции в Париж, завозимый из Парижа на воздушном шаре. В 1870 году в Париже был специально оборудован «голубиный почтамт» — читальный зал, в котором расшифровывались голубеграммы — микрописьма, доставленные голубями в специальных водонепроницаемых капсулах, прикреплённых к оперению или лапке голубя. Для борьбы с голубиной почтой Парижа немцы пытались применять ястребов. После франко-прусской войны почтовых голубей стали разводить для военных целей во многих странах Европы, а также находили им гражданское применение. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов в русских инженерных войсках появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. На Гавайских островах, ввиду недостаточности пароходных сообщений, в 1897 году была также организована регулярная голубиная почта, с которой пересылались письма и деньги. Особое место в истории голубиной почты занимает почтовая служба, существовавшая на Новой Зеландии в конце XIX — начале XX веков. Она связывала крупнейший город страны Окленд с островами Грейт-Барриер, Маротири и городом Порт-Чарлзом на полуострове Коромандел.
Почтовый голубь с контейнером на спине.
Пределом расстояния для полёта почтовых голубей считают 1100 км, но некоторые птицы могут отыскать путь к своему гнезду и с большей дистанции. Такое расстояние голубь свободно пролетает не ранее трёхлетнего возраста. Разновидностей почтовых голубей много, но наиболее типичны четыре: английский карьер; фландрский, или брюссельский; антверпенский и люттихский.
Голубиная почта в Первой мировой войне
Своего расцвета голубиная почта достигла в годы Первой мировой войны, официально оформившаяся в военное направление — военно-голубиную связь. Во многих армиях уже к концу XIX века были сформированы специальные подразделения военно-голубиной почты, для чего содержались особые военные голубятни в крепостях и городах. В большинстве европейских государств частные общества были обязаны в случае войны передавать своих голубей в руки военного ведомства. Так, во Франции существовало 19 станций голубиной почты, в Португалии – 14, в Испании – 18, в Италии – 14, в Германии – 17, Австро-Венгрии – 7, в России – 5.
Военно-голубиная станция российской армии в Туркестане. 1905 г.
Военно-голубиная станция российской армии в Барановичах. 1915 г.
Военно-голубиная станция японской армии. 1917 г.
Американская ножная капсула для голубограммы. Размер — 10×29 мм, вес – 1,7 г.
Организация голубиной связи во всех армиях была приблизительно одинаковой. Базой голубиной связи служила стационарная или подвижная (полевая) голубиная станция (голубятня) на повозке, автомобиле и т. п. В среднем дальность связи со стационарных станций достигала 300–500 км, а с подвижных – 50–150 км. Стационарная военная голубятня размещалась на видном с высоты полёта голубя месте. Впечатляли и другие «тактико-технические данные» голубя-связиста: высота полёта – до 300 м, а средняя скорость 60–70 км/час. Срок подготовки голубя занимал от 2 до 3 лет, а срок службы — при 25 годах жизни — составлял 15 лет.
На военных станциях голубям клеймили крыло и крепили колечко на ноге. На клейме и кольце был написан год рождения, номер голубя, название станции и государственный герб страны, которой он принадлежит. Для связи между двумя пунктами в каждом из них имелось по голубятне, заселённой почтовыми голубями. Если один из пунктов находился в горах, то голубятню располагали в долине при дороге, так как голубь проходил горную цепь по долинам, когда горы превышали среднюю высоту его полёта. Голубей, приученных к одной станции, отвозили заблаговременно на другую, а голубей второй — на первую и, выпустив их с депешами на свободу по мере необходимости с той или другой станции, устанавливали требуемую связь. Для переноски небольшого количества голубей на короткие расстояния использовались корзины, как правило, из прутьев ивы, но применялись и специально изготовленные клетки.
Голубиный автомобиль французской армии. 1916 г.
Швейцарская база голубиной связи. 1917 г.
Швейцарская мобильная станция. 1917 г.
Британская база голубиной связи. 1915 г.
Британская мобильная станция. 1915 г.
Британский мотоциклист с почтовыми голубями на фронте. 1916 г.
Немецкая мотоколяска для голубиной почты.
Бельгийский кавалерист с голубиной клеткой. 1916 г.
Швейцарский велосипедист с голубями. 1914 г.
Голуби шли в дополнение к военным аэропланам.
Голубиную связь использовали на бронепоездах и даже танках.
Для голубиной связи голуби перевозились и передавались лицу, от которого требовались сообщения. При посылке сообщения голубеграмма (сообщение в сильно уменьшенном формате) вкладывалась в лёгкую металлическую трубочку (порт-депешник), которая прикреплялась к лапке голубя. Депеши писали на кусочках тонкой бумаги длиной 16,5 см и шириной 6,5 см. На русских военных станциях депешу свертывали в трубочку, вкладывали в обрезок гусиного или голубиного пера, прошивали с обоих концов и привязывали к одному или двум хвостовым перьям. Более же простой способ состоял в том, что на одно из перьев хвоста надевали обрезок гусиного пера длиною от 4 до 5 см, а затем свернутую в трубочку депешу вгоняли, наподобие клина, в зазор, образованный внутренними стенками обрезка и бородкою пера. Приём депеш совершали так: прилетевший домой голубь, попадая в летик, приводил в действие электрический звонок; тогда его брали из летика и несли к начальнику, который снимал депешу. Для верности, чтобы депеша дошла по назначению, ею снабжали трёх голубей. Отметим, что к цели не долетали 10-30% крылатых посланников.
К концу Первой мировой войны в армиях союзников России (Франции, Англии и Америки) было около 400 тысяч военно-почтовых голубей, а в германской армии – около 150 тысяч голубей. Примечательно, что британцы и французы мобилизовали у частных владельцев около 65 тысяч голубей.
Вместе с тем, развитие проводной, и особенно, радиосвязи вытесняло голубиную связь в военном деле. Тем не менее, голубиную службу оценили по достоинству и в 1916 году в Брюсселе был открыт памятник голубям-солдатам за заслуги в сражениях Первой мировой войны.
Памятник голубю-солдату в Брюсселе.
Юлиус Нойброннер со своим изобретением. 1914 г.
Голубь-фотограф.
Помимо голубиной связи, во время Первой мировой войны предпринимались попытки использовать голубей и в разведывательных целях. Несмотря на то, что уже существовали самолеты, применяемые для проведения аэрофотосъемок, фотографии, сделанные голубями с низкой высоты, давали более точные данные. Немецкий изобретатель Нойброннер – пионер в сфере любительской фотографии — начал свои эксперименты с голубями и фотоаппаратом еще в 1903 году и к 1912 году достиг неплохих результатов. Он доказал, что голуби относительно равнодушны к взрывам, и даже при работе с передвижными голубятнями, после непродолжительных тренировок могут их находить. Пока голубь летел домой, фотоаппарат делал серию снимков через одинаковые промежутки времени. Это обеспечивал специальный пневмомеханизм, вмонтированный в фотокамеры. В августе 1914 года после практической проверки голубей-разведчиков на манёврах в Страсбурге, германское правительство приобрело изобретение. Однако, по своему назначению голуби использовались редко, а больше применялись по традиционному назначению – для связи. После окончания войны военное министерство отказалось от использования голубей для аэрофотосъёмки, перейдя на самолеты.
Несмотря на позицию военного министерства сразу после Первой мировой войны, в 1932 году стало известно, что в немецкой армии тренировали голубей для фотографирования и что новые немецкие фотоаппараты способны делать до двухсот фотографий за время полёта. В том же году французы утверждали, что ими были разработаны плёночные камеры для голубей и способ выпуска птиц в тылу врага с помощью обученных собак. Хотя во время Второй мировой войны голуби и мобильные голубятни широко использовались, неизвестно, использовались ли голуби для аэрофотосъёмки. Согласно докладу, в 1942 году Красной Армией были обнаружены брошенные немецкие грузовики с голубиными фотокамерами, которые могли делать снимки с пятиминутными интервалами, а также собаки, обученные для переноски голубей в корзинах. Союзники в конце 1943 года сообщали, что американским войскам известно о возможности использования этой техники.
Немецкая игрушка.
Известно, что во время Второй мировой войны в Германии выпускалась игрушка, изображавшая немецкого солдата с голубем, несущим фотоаппарат. Примерно с 1935 года игрушечные фигурки производились под торговой маркой «Elastolin». Фигурка представляет собой солдата в момент выпуска голубя, который несёт малогабаритную камеру. Рядом с ним стоит собака с клеткой для переноски голубей.
Примерно в то же время разработкой голубиной камеры занимался швейцарский часовщик из Шмидрюда Христиан Адриан Мишель. В 1931 году он был назначен в службу голубиной почты швейцарской армии, а в 1933 году начал работать над адаптацией голубиной фотокамеры Нойброннера под 16 мм плёнку, улучшением механизма контроля задержки перед первым снимком и перемоткой плёнки между кадрами. Камера Мишеля, запатентованная в 1937 году в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Великобритании, весила всего 70 граммов и, возможно, была первой камерой с таймером, управляемым часовым механизмом. Планы Мишеля продать свои камеры швейцарской армии не оправдались, поскольку он не смог найти производителя, способного выпускать их в нужном количестве. Всего было собрано только около ста камер. После начала Второй мировой войны Мишель запатентовал упаковку и сбрую для переноски рулонов плёнки голубями.
Военно-голубиная связь во Второй мировой войне
Использование голубей в почтовой службе во Второй мировой войне ничем не отличалось от их применения в Первой мировой. Разве что, количество их было значительно больше, да еще пытались их научить выполнять диверсионные функции. К примеру, только Великобритания за годы войны использовала 250 тысяч птиц, причем более половины из них было мобилизовано у частных владельцев. Об особенностях голубиной службы в некоторых странах расскажем ниже.
Национальная служба голубей Великобритании
Обеспечением потребностей вооруженных сил Великобритании в Англии занималось две структуры: Специальная секция службы армейских голубей, которая была сформирована еще в годы Первой мировой войны подполковником А.О. Хосманом и Национальная служба голубей (NPS) – добровольная гражданская организация (наподобие союза военных голубеводов), созданная в Великобритании в 1938 году. В течение 1939-1945 годов NPS передала на службу в армию боле 200 тысяч молодых голубей. За каждого голубя, совершившего «боевой вылет» его владельцу полагалось небольшое денежное вознаграждение от правительства. Для обеспечения безопасности возвращения голубей с материка в Англию на всем побережье были уничтожены хищные птицы, которые могли бы помешать возвращению домой «крылатых связистов».
Птицы использовались Королевскими военно-воздушными силами и Службой разведки армии. Их также перевозили на кораблях, чтобы в случае бедствия голуби могли доставить координаты для спасателей. Применялись голуби и на подводных лодках Королевского флота с той же целью.
Поскольку голуби использовались различными службами, рациональные англичане для быстрой идентификации «связных», придумали цветовую классификацию контейнеров, прикрепляемых к их ножкам. Это не только ускоряло доставку информации по назначению, но и в большей степени, обеспечивало секретность полученных данных. Так, красный цвет использовали сухопутные силы США и Великобритании, синий – ВВС США и Великобритании, синий с цветным диском — британские RAF, красный с цветным диском — британская спецслужба, черный — британская гражданская полиция, желтый – британские военные коммерсанты. Существовало еще ряд разных цветовых обозначений, которые были сведены в единую памятку для голубеводов, отдавших птиц на военную службу.
Массовое использование птиц в ВВС объяснялось тем, что в случае чрезвычайной ситуации радиостанции самолета могли выйти со строя, либо с уровня моря не хватало мощности их сигналу, либо сообщение могло быть перехвачено противником, особенно если он территориально находился неподалеку. Кроме перечисленных случаев, был еще ряд проблем, которые без живого посланника невозможно было разрешить даже при такой степени развития техники. Поэтому на каждом самолете-разведчике или бомбардировщике была пара голубей на борту в специально сконструированной водонепроницаемой корзине. В случае приземления на воду или аварийной посадки самолета, местоположение самолета фиксировалось в специальном бланке и помещалось в контейнер, прикрепленный к ножке голубя. Обычно выпускались оба голубя с одним текстом депеши, поскольку удачей было возвращение и одного голубя домой. Путь голубя далеко не всегда был простым. Он мог попасть в неблагоприятную погоду, стать добычей хищных птиц, обессилить в пути не имея возможности отдохнуть. Да и просто сбиться с нужного курса. Доставленное сообщение немедленно отправлялось в то ведомство, которому принадлежал контейнер. Впоследствии организовывались поисково-спасательные операции.
Летчик заносит на борт бомбардировщика «Avro Lancaster» коробки с почтовыми голубями на случай проблем с радиосвязью. Уоддингтон, Англия, октябрь 1942 года.
Первым голубем, доставившим сообщение от сбитого самолета на континенте, был «Royal Blue», который пролетел 120 миль за 4 часа 10 минут 10 октября 1940 года после того, как самолет, на котором он находился, был вынужден совершить посадку в оккупированной Голландии. За доставку сообщения о местонахождении летного экипажа, он был награжден медалью Дикина в марте 1945 года. По итогам войны, британские Королевские ВВС определили, что каждый седьмой сбитый экипаж над морем, обязан своей жизнью сообщению, доставленному голубем.
Голубь «Royal Blue» получает свою медаль Дикина.
Британская разведка (MI 14) в годы войны провела масштабную операцию «Columba» (Колумба). В период с апреля 1941 года по сентябрь 1944 года на европейскую территорию от Копенгагена до Бордо на специальных парашютах было сброшено 16 554 клетки с голубями. В каждой клетке находилась листовка с призывом к населению помочь в борьбе с нацисткой Германией и просьба заполнить прилагаемый вопросник разведывательного характера: о передвижениях войск, положении орудий или радиолокационных станций и «в какой степени люди могут четко слышать радио BBC и свои взгляды на предоставляемую им услугу» и т.д. и т.п. Здесь же была инструкция, как прикрепить контейнер с депешей к ножке голубя. В итоге, любой противник нацистов (а таких в Европе было немало), кто нашел клетку с голубем-десантником, мог составить депешу и отпустить голубя домой – т.е. в Англию. Среди тех, кому достались голуби, были не только случайные гражданские лица, но и организованные группы Сопротивления, которые не имели связи с Союзниками. Именно они и стали постоянным источником разведданных. Многие десантированные птицы погибли при приземлении, многие попали в руки врага, часть была съедена местными жителями, но в итоге 12% голубей вернулось на Остров. По оценкам британских разведчиков около половины доставленной информации с материка оказалось полезной. С ее помощью британская разведка не только получила детальное представление о системе обороны побережья, но образовала устойчивые подпольные анонимные разведцентры на территории врага. При этом, риск добровольных информаторов быть пойманными немецкой контрразведкой был минимальный, поскольку отследить кто и когда выпустил голубя на огромнейшей территории даже теоретически было невозможно.
Парашют, используемый для десантирования голубей на вражескую территорию.
Именно для борьбы с этими голубями в Люфтваффе было создано специальное подразделение с тренированными ястребами, которое на побережье охотилось за голубями, пытавшимися пересечь Ла-Манш. К концу войны, птицы, задействованные в операции, использовались британцами уже не для получения разведанных, а для распространения дезинформации. Официально операция Колумба была закрыта 14 февраля 1945 года, но еще несколько месяцев некоторые птицы возвращались с материка домой в Британию.
Следует отметить, что за время войны 32 голубя из NPS получили престижную награду — медаль Марии Дикин — высшую воинскую награду Великобритании для животных, учреждённую в 1943 году основательницей благотворительной организации помощи животным PDSA Марией Дикин. Так, например, одна из первых медалей была вручена голубке Мэри из города Эксетер. В 1940-м году она поступила на военную службу. В начале карьеры ее использовали для обмена секретными сообщениями между Англией и Францией через Ла-Манш. Во время военных действий в 1943–1944 годах Мэри пережила нападение военного ястреба противника, тяжелое ранение дробью, травму шеи близким разрывом шрапнели и бомбардировку голубятни, когда были убиты десятки других птиц. Она получила медаль Марии Дикин, 23 шва и специальный кожаный корсет для поддержки шеи.
Голубка Мэри Эксетер и могила, где она была почетно захоронена.
В Лондоне установлен памятник голубке по имени Уинки, благодаря которой был спасен экипаж подводной лодки. В феврале 1942 года, поврежденная немецкой авиацией субмарина, опустилось, не далеко от Норвегии, на дно. По счастливой случайности на этой подводной лодке жили два голубя и экипаж лодки в специальной капсуле, через торпедный аппарат выбросил голубей на поверхность. К обоим голубям были перекреплены записки с координатами нахождения лодки. Во время шторма один голубь погиб, а голубка Уинки благополучно преодолела 9 тысяч километров и через 12 суток доставила записку до «адресата». В ходе последовавшей спасательной операции весь экипаж благополучно был спасен. За этот благородный и героический «поступок» Уинки была награждена медалью Марии Дикин, и в честь голубки был дан торжественный ужин.
Памятник голубке Уинки в Лондоне.
Голубь Уильям Оранский находился на службе британской военной разведки MI 14. Во время воздушно-десантной операции союзных войск доставил сообщение, которое спасло жизни более чем 2000 солдат. Голубя выпустили в небо в 10:30 19 сентября 1944 года, а в родное гнездо в Англии он прилетел в 14:55. За это время он преодолел около 400 км. За свое мужество и отвагу Вильям Оранжский был награжден медалью Марии Дикин.
Голубь Вильям Оранский. На карте отмечен его путь из Нидерландов в Англию.
Фотография голубя Коммандос из архива Имперского военного музея.
Коммандос был голубем, использовавшимся британскими вооруженными силами в целях разведки. Во время войны голубь выполнил более девяноста полетов и получил медаль Дикин за три особенно заметные миссии в 1942 году, связанные с местонахождение немецких войск, промышленных объектов и раненых британских солдат.
Голубограмма от голубя Густава.
Голубю Густаву, также обладателю медали Дикин, понадобилось чуть больше пяти часов, чтобы донести в Англию известие об успешной высадке десанта в Нормандии 6-го июня 1944 года. На ноге Густава была прикреплена депеша корреспондента, агентства Рейтер, который наблюдал за десантированием. Среди других обладателей медали «Марии Дикин» известен голубь Меркурий, Пэдди, Белое Видение, голубка Принцесса и другие, которые не только доставили депеши, но еще и преодолели большие расстояния или установили рекорды скорости полетов.
В 1948 году британские военные заявили, что голуби им больше не нужны. Во время войны голуби-посыльные могли получать специальное государственное пособие в виде кукурузы и семян. После окончания войны пособие было отменено, и любой, кто содержал голубей, должен был бы использовать свои корма, что резко сократило поголовье почтовых голубей в Англии. Вместе с тем Служба безопасности Великобритании (MI 5) имела беспокойство в отношении использования голубей вражескими силами. И до 1950 года содержала более сотни голубей для отработки контрмер.
Понравилась статья? Переходите на наш интернет портал о животных zooproject.ru , где размещаются разные познавательные статьи о любых животных, имеется раздел объявлений и форум.