Начало тут
На третий день после освобождения Днепропетровска от фашистских захватчиков были приняты меры для организации выпуска там тюбингов. Производство восстановили в течение месяца и вновь стали выпускать тюбинги для перегонных тоннелей.
Для покрытия годовой потребности Метростроя в 100 тыс. м3 лесоматериалов были организованы леспромхозы в районе рек Печоры и Северной Двины. Расходуемые при строительстве песок в объеме более 150 тыс. м3 в год, гравий, щебень и бут в объеме до 300 тыс. м3 в год каждый добывались в специально организованных карьерах. Из городов Вольск, Подольск, Новомихайловск и др. получали цемент, годовая потребность которого достигала 150 тыс. т. Во время войны московскому Метрострою был передан бетонный завод Дворца Советов. В связи с прекращением поставок гранита и мрамора с Кавказа и Урала силами Метростроя была организована разработка месторождений этих материалов на Урале, в Узбекистане, в Сибири и на Алтае. Для доставки материалов Метрострой имел специальный отдел железнодорожных перевозок.
Наравне с производственниками с полной мобилизацией сил работали ученые и проектировщики. Неизмерим вклад работников Метрогипротранса (ранее Метро-проект) в проектирование перегонных тоннелей и станций. Все объекты Метростроя в любом уголке нашей страны сооружались по проектам и по технологии Метрогипротранса. Развитие конструкций оборудования для горнопроходческих работ — также результат инженерного творчества работников Метрогипротранса.
Весомый вклад в науку тоннелестроения, в развитие средств механизации и создание научного задела на перспективу внес ЦНИИС.
Метрострой по праву гордится своими воспитанниками, снискавшими боевую славу на полях сражений. В организованном Метростроем аэроклубе велась подготовка летчиков. Более 40 из них впоследствии получили звание Героя Советского Союза. В их числе Анна Егорова, метростроевка, штурман 805-го авиационного полка. Слесарь авторемонтного завода Метростроя Константин Самсонов водрузил знамя Победы над рейхстагом. Это знамя он нес на параде Победы на Красной площади в Москве.
Строительство метрополитена и других объектов народнохозяйственного значения в период Великой Отечественной войны показало, что в московском Метрострое в предвоенные и военные годы сложился сплоченный коллектив высококвалифицированных специалистов и рабочих, способных решать большие и трудные задачи. Опыт, накопленный в дни войны, позволил метростроевцам успешно выполнять задания послевоенных пятилеток, овладевать новейшими достижениями научно-технического прогресса.
Свой 50-летний юбилей метростроевцы встретили с чувством глубокого удовлетворения: они выполнили свой гражданский долг перед Родиной в предвоенные годы, в годы Великой Отечественной войны, как выполняют его и в условиях мира, внося свой вклад в экономику страны.