Найти тему
СТРОЙТЕХ

Как в войну строили метро (ч.1)

К концу 30-х гг., менее чем за десятилетие своего существования, советское метростроение достигло выдающихся успехов в области как техники сооружения подземных магистралей, так и их оснащения совершенным эксплуатационным оборудованием. В 1941 г. в Москве завершилось строительство третьей очереди метрополитена — Замоскворецкого радиуса — с прокладкой тоннелей под Москвой-рекой. Началось строительство четвертой очереди — Большого кольца. Оно велось в трудных инженерно-геологических условиях.

 
А. С. Чесноков, инженер, бывший заместитель начальника Метростроя >
А. С. Чесноков, инженер, бывший заместитель начальника Метростроя >

1 января 1941 г. было принято решение о строительстве метрополитена в Ленинграде. Ленметрострой был полностью укомплектован инженерно-техническим составом и высококвалифицированными опытными рабочими кадрами всех специальностей из Москвы. За пять месяцев до начала войны ленметростроевцы прошли 15 стволов, начали проходку горизонтальных выработок, уложили 14 тыс. м3 бетона, 800 т тюбингов.

Начавшаяся война, ставшая тяжким испытанием для всего советского народа, выявила лучшие качества отряда метростроевцев — мужество и сплоченность, способность мобилизовать силы для выполнения сложнейших работ в суровых условиях военного времени. Событием политического и морального значения для советских людей, а для москвичей в особенности, стало решение продолжать строительство линий Московского метрополитена. Это было в то время, когда фашистские войска рвались к столице. Такое решение еще больше укрепило уверенность народа в неизбежной победе над врагом.

Крупные отряды метростроевцев были направлены на возведение оборонных сооружений в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Горьком, на Валдае. Велись работы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, сооружались железнодорожные тоннели на Кавказе и на востоке страны. Метростроевцам были поручены работы в Подмосковном угольном бассейне.

Мобильная и хорошо оснащенная организация Метростроя в Ленинграде начала возводить оборонительные рубежи города. Начальник Ленметростроя И. Г. Зубков в течение суток сформировал десять батальонов, немедленно приступивших к строительству противотанковых рвов, надолб, блиндажей, портовых сооружений. Под бомбардировками возводили мосты через Неву, прокладывали железные дороги и другие коммуникации для осажденного города.

6 ноября 1941 г. на станции «Маяковская» Московского метрополитена состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Это событие придало сил воинам на фронте, советским людям в тылу.

Продолжение тут