Сегодня, 9 мая, в столице Республики Беларусь состоялся военный парад, приуроченный к 75 годовщине победы над фашистскими захватчиками. Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся на сегодняшний день в мире, заставила большинство стран отказаться от массовых культурных и праздничных мероприятий. Например, из традиционной ежегодной программы в России была исключена наземная часть парада. В связи с этим, белорусский парад, включающий строевое прохождение представителей различных родов войск, а также бронетехники, вызывает больший интерес, чем обычно, и привлекает внимание жителей других государств.
Всего перед трибунами прошло более 3500 человек, легендарный танк Т-34-85 и современная военная техника. Не смотря на то, что мероприятие в Минске включало множество различных элементов, сейчас мы рассмотрим технику в составе механизированных колонн, что прошли сегодня перед президентом Лукашенко.
Танки и бронетранспортёры
Т-72Б3(М) – данные модернизированные основные боевые танки Беларусь получает по контракту с Уралвагонзаводом. Первая партия танков Т-72 новейшей модификации поступила в распоряжение войск Западного военного округа Российской Федерации в 2017 году. В июне того же года 969 база танкового резерва Республики Беларусь получила первую партию Т-72Б3(М). Поставки танков являются частью Государственной программы вооружения, в рамках которой происходит перевооружение армии, рассчитанное на период до текущего 2020 года. Последнюю партию новых машин Беларусь получила совсем недавно, 6 мая. По крайней мере, часть из поставляемых машин являются уже нёсшими службу образцами Т-72, которые отправлялись на Уралвагонзавод для ремонта и переоснащения. На машины был установлен двигатель В-92С2 мощностью 1130 л.с., который позволит танкам иметь лучшую динамику при условии возросшей бронезащиты. Танк получил новую трансмиссию, максимальная скорость Т-72Б3 новой модификации составляет 60 км/ч, а запас хода – 500 км. В качестве основного вооружения используется 125 мм орудие-пусковая установка 2А46М-5 с повышенной износостойкостью. Имеется возможность использовать как обычные снаряды, так и комплекс управляемого вооружения.
Точность поражения целей была улучшена за счёт установки многоканального прицела наводчика Сосна-У, разработанного в Беларуси, цифрового баллистического вычислителя, метеостанции и автомата сопровождения цели. Среди оборудования белорусских Т-72Б3(М) имеются также радиостанции Р-168−25У-2 «Акведук» и новое противопожарное оборудование. Защищённость танка была улучшена путём установки съёмных модулей защиты и бортовых экранов. На Т-72Б3(М) устанавливается динамическая защита (ДЗ) Реликт и дополнительная «мягкая» динамическая защита в модулях поверх корпуса. В 2006 ДЗ Реликт была введена в эксплуатацию в Вооружённых силах России и установлена на танки Т-72Б, Т-80БВ и Т-90МС, а также на машину огневой поддержки БМПТ. Данная ДЗ даёт большую степень защиты и простоту обслуживания по сравнению с ДЗ Контакт-5. Во фронтальной проекции блоки ДЗ объединены в один модуль, который может быть легко заменён в полевых условиях. Эффективность Реликта против бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном и тандемных кумулятивных снарядов была улучшена в значительной степени.
БТР-70МБ1 – бронетранспортёр, прошедший модернизацию на 140 Ремонтном заводе. На машину установлен водомётный движитель от БТР-80, а также 8 цилиндровый дизель «КамАЗ-7403.10» с турбонаддувом, имеющий мощность 260 л.с., и новая трансмиссия с изменённой раздаточной коробкой и другим приводом управления. Максимальная скорость БТР-70МБ1 составляет 92 км/ч, по воде – 9 км/ч. Корпус машины был достаточно серьёзно доработан. Высота десантного отделения увеличена на 14 см, боковые люки расширены, установлены двустворчатые двери, что привело комфортность машины к уровню БТР-80. Кроме этого десантное отделение получило многоместные сиденья, свойственные модели БТР-80.
В качестве нового средства связи была установлена цифровая радиостанция Р-181-50ТУ «Дрофа» с защитой от помех. На БТР-70МБ1 устанавливается система 902В Туча-2, в которую входят 6 дымовых гранатомётов для маскировки машины от средств поражения. Бронетранспортёры из парадного расчёта имеют решетчатые экраны, способные снизить эффективность огня гранатомётов, что особенно актуально при использовании в городских условиях. Вооружение машины не изменилось и представлено пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм и пулемётом ПКТ калибра 7,62 мм.
Стоит отметить, что на параде присутствовали также и БТР-80 стандартной модификации, однако также получившие противокумулятивные решётчатые экраны. Тенденция к установке подобных приспособлений наблюдается сейчас на большинстве российской бронетехники.
Бронемашины
Внедорожники Богатырь – белорусская адаптация китайских машин Dongfeng Mengshi EQ2050F, используемых бойцами сил специальных операций республики. Внедорожник Dongfeng, в свою очередь, является копией американского «Хаммера», где за основу была взята гражданская модель Н1 Hummer. От американского оригинала машину отличает передняя часть с решёткой радиатора и фарами. На машину устанавливается дизельный двигатель Cummins 4B TA мощностью 140 л.с. и пятиступенчатая коробка передач. Опционально устанавливается кондиционер, система GPS, прибор ночного видения, средства радиосвязи. На параде Богатыри были представлены с установленными на крыше пулемётами и автоматическими гранатомётами.
Бронеавтомобиль Дракон – ещё один полноприводный внедорожник в белорусской армии родом из Китая. В «Поднебесной» данная машина носит название Dajiang CS/VN3 и используется для перевозки солдат. Сварной стальной корпус имеет противопульное бронирование для защиты экипажа из 2 человек и 8 десантников. В машине имеется место для стрелка, оборудованное пулемётом и поднимающейся подставкой для удобства использования. Турбированный дизель мощностью 245 л.с. способен разогнать Дракона до скорости 100 км/ч. Машина хорошо подходит для использования в городской местности при контртеррористических операциях. Для удобства применения здесь имеются каркасные шины, камера заднего вида, кондиционер и усилитель руля.
Кайман - полноприводная разведывательная бронемашина белорусского производства. Машина создана 140-м Ремонтным заводом на базе БРДМ-2 и имеет схожую с оригиналом компоновку: кабина экипажа в передней части, боевое отделение в средней и моторное отделение в кормовой части. Машина оснащена дизельным двигателем Д-245.30Е2 мощностью 170 л.с., позволяющим иметь максимальную скорость 110 км/ч по шоссе и запас хода в 1000 км. Кайман использует независимую торсионную подвеску и пятиступенчатую ручную коробку передач. Бронемашина Кайман может плыть по воде со скоростью 8 км/ч благодаря двум винтам в задней части корпуса. По мнению иностранных журналистов, дизайн машины одновременно схож с БРДМ-2, взятой за основу конструкции, и германской разведывательной машиной Fennek. На крыше корпуса может быть установлен боевой модуль с 7,62мм пулемётом ПКС, 12,7мм тяжёлым пулемётом НСВ или 30мм гранатомётом АГС.
Бронеавтомобиль Лис-ПМ (МЗКТ-233036-010) – белорусская адаптация российского ГАЗ-233036 «Тигр» для внутренних войск. Машины собираются по лицензии на 140 ремонтном заводе и могут оснащаться боевыми функциональными модулями с гранатомётами АГ-17 и пулемётами НСВ калибра 12,7 мм. На вооружение Республики Беларусь было решено принять машины с открытой башенкой пулемётчика UPM-160 производства Казахстана. Корпус вмещает 2 членов экипажа и 7 человек десанта, обеспечивая защиту от огня автомата Калашникова. Машина Лис-ПМ имеет грузоподъёмность 1000 кг, включая различное оборудование. Устанавливается дизель ЯМЗ-53472-10 мощностью 215 л.с., который позволяет развивать скорость 120 км/ч.
Реактивные системы залпового огня
БМ 21А БелГрад – реактивная система залпового огня, представляющая собой модернизацию советской системы Град. Боевая артиллерийская часть с направляющими была перенесена на полноприводное шасси грузовика МАЗ-6317. В головной части мобильной пусковой установки находится кабина экипажа, за ней следует боеукладка из 40 или 60 снарядов, затем в кормовой части располагается непосредственно блок направляющих. Артиллерийская часть может разворачиваться на 180 градусов, имеется дополнительный аккумулятор резервного питания, гидравлические упоры были модернизированы, а радиостанция заменена. Таким образом, боевой расчёт машины может перезарядить пусковую установку и совершить повторный залп примерно через 7 минут без привлечения транспортно-заряжающей машины. На машине устанавливается двигатель ЯМЗ-65853 мощностью 330 л.с., позволяющий развивать скорость до 85 км/ч. Запас хода значительно вырос по сравнению с базовой моделью и составляет около 1000 км. Машина использует новые 122 мм снаряды 9М521МБ с неотделяемой ОФ головной частью и дальностью поражения 40 км, 9М522МБ с отделяемой ОФ головной частью и дальностью поражения 34 км, 9М523МБ повышенного могущества с возможностью воздушного подрыва. Кроме этого, существуют реактивные снаряды с готовыми поражающими элементами и дальностью стрельбы до 15 км.
Полонез – реактивная система залпового огня калибра 301 мм. Основными элементами системы являются: машина боевого управления на шасси грузовика, транспортно-заряжающая машина и пусковые установки на шасси МЗКТ-7930. Установка может вести огонь 301 мм ракетами: новые ракеты В-300 с радиусом от 30 до 120 км и В-200 с радиусом от 50 до 200 км. Каждая пусковая установка имеет 2 блока по 4 ракеты в запечатанных контейнерах, которые поднимаются перед пуском. Непосредственно пусковая установка, смонтированная на тягаче, может поворачиваться на 30 градусов влево и вправо. Установке требуется всего 8 минут для подготовки и меньше 2 минут, чтобы покинуть позицию для перезарядки с помощью транспортно-заряжающей машины, что занимает меньше 20 минут. Твердотопливные двухступенчатые ракеты снабжены системой управления в носовой части, которая использует навигационную систему для точного попадания в цель.
Флейта – лёгкая реактивная система залпового огня малого радиуса действия. Боевая машина данной системы создана на шасси бронеавтомобиля Asilak (Асилак). В конструкции использована усиленная рама, силовой передний бампер и противоминная защита в сочетании с модульным дизайном. На машину устанавливается дизельный двигатель мощностью 200 л.с., грузоподъёмность составляет 2150 кг. Командная машина управления данного комплекса также создана на шасси бронеавтомобиля Asilak ARS-6. На самом, деле новое шасси Asilak является белорусской адаптацией бронеавтомобиля Буран разработки ООО "Нижегородское Авиационное Общество". В комплект оборудования системы входит АСУ Альянс и комплекс бортовой навигации, которые позволяют повысить точность стрельбы и связать пусковые установки в отдельные звенья для совместного использования. Управление боевым модулем осуществляется из кабины, оборудование позволяет получать информацию о координатах цели, погодных условиях и тактической обстановке. Машина использует широко известный вид боеприпаса – 80 мм неуправляемые советские реактивные снаряды С-8 и способна поражать легкобронированные цели и живую силу противника на расстоянии до 3000 м.
Ураган-М – модернизированная версия реактивной системы залпового огня БМ 9П140 Ураган. Артиллерийский модуль машины был установлен на шасси грузовика МАЗ–631705 с двигателем мощностью 330 л.с. Таким образом, максимальная скорость увеличилась до 85 км/ч, а запас хода – до 1350 км. В двухрядной кабине размещаются 4 военнослужащих, составляющие экипаж боевой машины. Машина получила систему навигации, связи и автоматизации. Время развёртывания модернизированной версии «Урагана» составляет 3 минуты, а на покидание огневой позиции нужно всего 1,5 минуты времени, что важно для живучести экипажа. Боевой модуль остался прежним и насчитывает 16 направляющих для снарядов, дальность его стрельбы после модернизации составила 35 км.
Зенитно-ракетный комплекс
Модернизированная ЗРК Оса – вариант оптимизации самоходного комплекса от 2566 завода по ремонту радиоэлектронного вооружения. В ходе модернизации было затронуто порядка 70% радиоэлектронного оборудования комплекса, введена система защиты от различных видов помех, введена новая оптико-электронная система с матрицей для работы в ИК-диапазоне и т.д. По итогу модернизации сокращено время цикла стрельбы, повышена точность наведения, повышена вероятность обнаружения малозаметных целей, введено автоматическое ведение цели. Таким образом, максимальная дальность обнаружения цели составляет теперь 60 км, а максимальная дальность поражения – 12 км. Кроме того, новый ЗРК получил возможность использования новых типов ракет. Боевая и транспортно-заряжающая машины комплекса используют шасси МАЗ-6317. Переход на новое шасси вызван частыми проблемами при обслуживании и отсутствием запчастей для использовавшихся в оригинальной версии комплекса боевых машин 9А33БМ2. МАЗ-6317 представляет собой армейский грузовик с колёсной формулой 6х6. На стандартную версию грузовика устанавливается двигатель ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. Боевые машины на новом шасси получили обозначения 9А33-2Б.
Если вам понравился данный материал, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал Военные Машины
ссылки на материалы нашей группы:
https://vk.com/military_machines?w=wall-168715872_240
https://vk.com/military_machines?w=wall-168715872_99
https://vk.com/@military_machines-shieldafrica-2019
https://vk.com/@military_machines-idex-2019-chast-chetvertaya
https://vk.com/@military_machines-modernizaciya-rossiiskih-tankov-posle-siriiskogo-konflikta