История как мы знаем всегда открыта, и это делает ее непредсказуемой. Но несмотря на это, гораздо легче увидеть долгосрочную перспективу, чем ближайшую, как хорошо показывает пандемия коронавирусная. Несомненно, в краткосрочной перспективе, можно представить все наихудшее: сотни тысяч погибших, коллапс системы здравоохранения, разрывы логистических цепочек, хаос и все, что может последовать за этими событиями. Нас несет волна на самом деле, и никто не знает, куда она приведет. Но если заглянуть дальше, многое становятся очевидным.
Об этом уже много раз говорилось, но стоит повторить: кризис здравоохранения может стать последним звоном на гегемонистскую идеологию прогресса и глобализацию. Конечно, крупные эпидемии были и раньше в древности и средневековья, но они не нуждались в глобализации для того, чтобы породить огромное количество человеческих жертв, но очевидно, именно глобализация и система открытых границ в современном мире может усугубить ситуацию многократно
Главная опора Глобализации это императив производить, продавать и покупать товары и слуги, перемещать, циркулировать, продвигать и смешивать все "инклюзивным" образом. Она зависит от идеологии прогресса и идеи о том, что экономика во всех отношениях окончательно заменит политику. Суть системы заключается в снятии ограничений: всегда больше обменов, больше товаров, всегда больше и больше прибыли, чтобы позволить деньгам насыщаться самим собой и превращаться в капитал.
Вслед за бывшим индустриальным капитализмом, который все еще имел кое-какие национальные корни, капитализм новый, практически оторванный от реальной экономики, полностью маргинализированный взлетел, требуя чтобы государства заключенные на финансовых рынках стали более восприимчивы к требованиям капитала.Увеличением приватизаций, а также делокализация производства и международные контракты привели к деиндустриализации, снижению доходов населения и местного бизнеса и росту безработицы. Услуги и обязанности государств приносились в жертву на алтаре великих принципов бюджетной либеральной ортодоксальности. Но сейчас, вдобавок ко всему этому, коллапс! Если раньше все хвастались не привязанностью к своим корням и возможностью передвигаться практически без ограничений, то теперь все остановилось. По теории глобализации ожидалось неминуемое исчезновение границ в их нынешнем понимании, но все пошло в противоположную сторону: ЕС закрывает свои границы, причем границы эти национальные еще не дано это казалась невозможным. Границы устанавливаются между мегаполисами и регионами, между зданиями и людьми. Одна за другой все страны забыв о связях и разного рода договорах восстанавливают контроль над своими границами - и все аплодируют.
То, что было нормой вчера — жить вместе в обществе без границ; сегодня ужу не является таковой. Совершенно сдувшаяся политические и государственное объединения ЕС, Европейская комиссия выглядит совершенно беспомощным испуганным кроликом: парализованным, растерянным, ошеломленным от своей беспомощности. Хваленое единство ничего не стоило и в чрезвычайной ситуации каждой стране пришлось и действовать самостоятельно. В глобализованном мире нормы обязаны позволять решать любые проблемы, они для этого и создавались эти самые нормы. Однако нынешнее положение дел показало, что в чрезвычайном состоянии нормы перестают действовать. Так если раньше проблемой было государство – то теперь именно государство становится единственным решением этой самой проблемы, мировые лидеры готовы потратить огромные суммы, чтобы пережить кризис здравоохранения, и последующий за ним финансовый кризис. Чем больше будет распространяться пандемия, тем больше будут расти государственные расходы. Чтобы избежать коллапса экономики и связанные с ней безработицей, и заполнить бреши в компаниях, государствам придется потратить сотни миллиардов, даже если их у них нет. Многие табу будут сняты, смягчается трудовое законодательство, будут отложены реформа пенсионного обеспечения, возможно пойдет новая волна национализаций. Очевидно, что государства будут делать все, чтобы найти деньги. Сейчас они многие удивленный вид, что многие государства делегировали свои государственные обязанности другим странам. Это безумие — когда государство не может производить пищу для своего народа, не в состоянии защитить себя. Невозможно быстро перенести целые отросли производства это займет некоторое время и сломает сложившиеся логистические цепочки, которые сейчас и так в сложной ситуации.
В данный момент перед нами прежде всего, кризис здравоохранения, когда медицина западного образца показало свое несостоятельность, а вот тяжелейшим последствием этого может стать финансово - экономический кризис, который будет иметь наитяжелейшие социальные и возможно политические последствия. Тысячи предприятий обанкротятся, безработица будет зашкаливать, падение ВВП ожидается до 20 процентов. Государствам снова придется брать на себя управление экономикой.
Когда и каким образом закончится все это, вернемся ли мы к привычному образу жизни или нет, благодаря этому кризису здравоохранения. Найдём ли мы силы и возможности начать с лучших основ, далеких от демонизма глобализации мира, продуктивизма и потребительского образа жизни никто не может сказать.