Найти тему
MAD TOSBY

Зачем смотреть новый триллер «Преследование»?

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В он­лайн-ки­ноте­ат­рах уже дос­ту­пен фильм для тех, кто хо­тел бы най­ти ре­шение всех сво­их проб­лем за один се­анс при­лич­но­го трил­ле­ра. Под­робнее — в ре­цен­зии ни­же

Ти­пич­ный сос­то­ятель­ный сред­ний класс уже не раз был в цен­тре вни­мания ми­рово­го ки­нема­тог­ра­фа. Что толь­ко с ним не де­лали: пог­ру­жали в ску­ку его су­щес­тво­вания («Прик­лю­чение» (1960), «Ночь» (1961), «Зат­ме­ние» (1962) М. Ан­то­ни­они), жес­то­ко рас­прав­ля­лись без ве­домых при­чин («За­бав­ные иг­ры» (1997) М. Ха­неке), вскры­вали пси­хичес­кие расс­трой­ства («Бой­цов­ский клуб» (1999) Д. Фин­че­ра), до­води­ли до ко­паний в «шкаф­ных ске­летах» («Скры­тое» (2005) М. Ха­неке). Воз­ни­ка­ет хо­роший воп­рос: а что ещё де­лать с эти­ми во всём ус­пешны­ми людь­ми? Все фи­нан­со­вые проб­ле­мы сред­не­го клас­са ре­шены, каж­дый эле­мент этой сис­те­мы не мо­жет отор­вать­ся от це­лого при пол­ной, го­воря по Мар­ксу, от­чуждён­ности. Но сто­ит по­явить­ся внеш­не­му раз­дра­жите­лю, не важ­но, ка­кого ха­рак­те­ра, как мно­гие проб­ле­мы вы­леза­ют на пер­вый план.

Сю­жет филь­ма «Прес­ле­дова­ние» (2019) очень прост и мно­го раз встре­чал­ся ра­нее. Обыч­ная семья, сос­то­ящая из па­пы Хан­са (Ерун Шпи­цен­бергер), ма­мы Ди­аны (Ан­ник Фей­фер) и двух до­черей, от­прав­ля­ет­ся на се­мей­ный ужин к ро­дите­лям му­жа. По до­роге длин­ная проб­ка, соз­данная бла­года­ря соз­на­тель­нос­ти не пре­выша­юще­го ско­рость во­дите­ля бе­лого фур­го­на, вы­нуж­да­ет от­ца се­мей­ства на­хамить соз­на­тель­но­му граж­да­нину (Ви­лем де Вольф). С это­го мо­мен­та спо­кой­ной жиз­ни се­мей­ства при­шёл ко­нец. Но зна­комый жанр трил­ле­ра с прес­ле­дова­ни­ем не ог­ра­ничи­ва­ет­ся прос­ты­ми пу­гал­ка­ми и нап­ря­жени­ем.

Мо­лодая се­мей­ка, име­ющая боль­шой дом, хо­рошую ма­шину и неп­ло­хой за­рабо­ток, с са­мого на­чала име­ет и еле раз­ли­чимый де­фект, ко­торый со вре­менем бу­дет всё боль­ше и боль­ше за­метен. Ис­крен­ности в их от­но­шени­ях друг с дру­гом уже дав­но нет, ес­ли она и бы­ла ког­да-то. Лю­бая бы­товая ме­лочь, та­кая как спор де­тей за план­шет или раз­го­воры с ро­дите­лями по те­лефо­ну, ста­новит­ся оче­ред­ным лиш­ним вит­ком по од­но­му и то­му же кру­гу без прод­ви­жения впе­рёд. Каж­дый пе­рек­ла­дыва­ет от­ветс­твен­ность на дру­гого, не зная как пос­ту­пить в той или иной си­ту­ации. В ито­ге вся жизнь ока­зыва­ет­ся бес­ко­неч­ной не­раз­ре­шимой си­ту­аци­ей.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

И вот из ни­от­ку­да по­яв­ля­ет­ся внеш­ний раз­дра­житель. Бе­лый фур­гон, за­дер­жавший дви­жение на трас­се, мгно­вен­но по­пада­ет под шквал аг­рессии. Вся семья на­чина­ет иг­рать в уга­дай­ку, по­чему же фур­гон мед­ленно дви­жет­ся. От­ве­ты пред­став­ля­ют со­бой все сте­ре­отип­ные про­тиво­толе­ран­тные об­ра­зы: за ру­лём бол­тун по те­лефо­ну, жен­щи­на, ста­рик и так да­лее. Фи­нали­зиру­ет­ся гнев­ная ти­рада пря­мым ос­кор­бле­ни­ем во­дите­ля. Бе­зымян­ный че­ловек с обос­трён­ным чувс­твом борь­бы за спра­вед­ли­вость, мо­чащий всех на­руши­телей до­рож­но­го дви­жения из бал­ло­на ка­кой-то не­понят­ной ед­кой жид­костью, не мо­жет до­пус­тить без­на­казан­ности пос­тупка Хан­са. Одер­жи­мый местью мань­як на сво­ём бе­лом фур­го­не вез­де на­ходит сво­их обид­чи­ков.

Прес­ле­дова­тель се­мей­ки, ко­торый со­вер­шенно спра­вед­ли­во тре­бовал лишь прос­тых из­ви­нений, «ка­тали­зиру­ет» жизнь глав­ных ге­ро­ев. При каж­дом не­лов­ком дей­ствии во вре­мя по­бега от мань­яка вид­на вся ущер­бность и не­лепость этой не­до­ячей­ки об­щес­тва. Па­па ос­та­ёт­ся без шта­нов и по­луча­ет по го­лове дверью ма­шины, ма­ма сби­ва­ет на этой ма­шине дет­ские пло­щад­ки с деть­ми и их ро­дите­лями. И толь­ко их до­чери прос­то орут и пла­чут, пла­чут и орут. А дос­та­точ­но бы­ло на­чать но­вую жизнь с прос­тых из­ви­нений.

Ко­рот­кий хро­номет­раж филь­ма (при­мер­но 1 час 20 ми­нут) зас­тавля­ет про­нес­тись га­лопом по этой ис­то­рии, для­щей­ся, не счи­тая про­лога и фи­нала, в те­чение од­но­го дня. С дру­гой сто­роны, та­кое ог­ра­ниче­ние во вре­мени под­чёрки­ва­ет гро­теск все­го про­ис­хо­дяще­го. Пос­ле пер­во­го стол­кно­вения с мань­яком семья едет в по­лицию да­вать по­каза­ния, а сра­зу за этим как ни в чём не бы­вало про­дол­жа­ет свой путь на се­мей­ный обед, ша­раха­ясь от каж­до­го бе­лого фур­го­на. Глав­ное — не дать по­вода для па­ники ро­дите­лям и скрыть от них со­бытия дня. Опять тай­ны, не­дос­ка­зан­ность, враньё и ни­како­го ис­крен­не­го об­ще­ния.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

На­до ска­зать, стар­шее по­коле­ние не ме­нее лов­ко вкру­чено в сю­жет филь­ма. Мань­як, уз­нав ад­рес ро­дите­лей Хан­са че­рез ук­ра­ден­ный те­лефон, про­ника­ет к ним в дом под ви­дом на­шед­ше­го этот са­мый те­лефон и за­да­ёт­ся веч­ным ри­тори­чес­ким воп­ро­сом: «Кто ви­новат?» Ес­ли ро­дите­ли вос­пи­тали из сво­его ре­бён­ка ха­ма-на­руши­теля, нес­по­соб­но­го сде­лать из сво­ей жиз­ни что-то бо­лее-ме­нее при­лич­ное, зна­чит, они не­сут от­ветс­твен­ность за это и за то, что их ре­бёнок выт­во­ря­ет. Тут вся це­поч­ка на­конец-то со­бира­ет­ся во­еди­но. И эта са­мая це­поч­ка яв­ля­ет­ся глав­ной проб­ле­мой, ведь её ник­то не мо­жет ра­зор­вать. От по­коле­ния к по­коле­нию че­реда жиз­ней про­ходит под зна­ком нап­ле­ватель­ства друг на дру­га, а сле­дова­тель­но и на се­бя в том чис­ле.

На­деж­да по­яв­ля­ет­ся в де­тях се­мей­ства, ког­да мань­як ос­тавля­ет их в жи­вых, не об­ви­няя по­ка не­соз­ревшее по­коле­ние в гре­хах от­цов. Но фи­наль­ная сце­на уже пос­ле все­го про­изо­шед­ше­го ли­ша­ет этой на­деж­ды. Де­ти в оче­ред­ной спеш­ке бе­гут в шко­лу че­рез крас­ный сиг­нал све­тофо­ра, иг­но­рируя за­меча­ния от­ца. По­коле­ние сно­ва упу­щено.

Как час­то бы­ва­ет, ре­шения гло­баль­ной проб­ле­мы эле­мен­тарно­го не­уме­ния на­ладить собс­твен­ную жизнь не да­ёт­ся. Мань­як не мо­жет вос­пи­тать, мань­як мо­жет лишь на­казы­вать уби­вая. Лю­бая гру­бая си­ла из­вне ос­та­ёт­ся лишь ими­таци­ей спра­вед­ли­вос­ти. Это мо­жет быть в оди­нако­вой сте­пени и мань­як с рас­пы­лите­лем от­ра­вы, и его ве­личес­тво за­кон, дей­ству­ющий не ме­нее жес­то­ко, без­думно и рав­но­душ­но. Фильм «Прес­ле­дова­ние» очень точ­но на­щупал ту точ­ку воз­дей­ствия на бу­дущее — де­ти. «Учи­те их [де­тей] хо­рошо, и пусть они ве­дут нас впе­рёд», — пе­ла У­ит­ни Хь­юс­тон. И тог­да уже не при­дёт­ся стал­ки­вать­ся с мань­яка­ми за их не­надоб­ностью.