Найти тему
Autoutro Review

Невероятная история о том, как в Ford зародилось подразделение BMW M

Подразделение BMW M является одним из самых успешных и легендарных имен в автоиндустрии, однако все началось с Ford…

В конце 60-х годов Ford сидел на вершине автомобильных гонок. Их агрессивная политика «Тотальный перфоманс» привела к немыслимым четырем подряд победам в Ле-Мане и захвату Формулы-1 с мотором Cosworth DFVV8. Успех ждал их везде, куда бы они ни пришли – от гонок на стоковых автомобилях в Америке до ралли в Европе.

В 1969 году британское подразделение Ford работало над раллийной программой, а немецкое подразделение Ford над программой туринга. В итоге британцы выпустили компактный Escort, который стал одним из самых именитых раллийных автомобилей всех времен, а немецкие коллеги тем временем превратили спортивное двухдверное купе Ford Capri в доминирующего Capri RS 2600.

Capri RS 2600, дебютировавший в 1970 году, был детищем Йохена Неерпаша, который незадолго до этого стал руководителем автоспортивного отдела Ford в Кельне.

Раньше Неерпаш был пилотом Porsche. В 1968 году он даже финишировал третьим в 24 часах Ле-Мана, однако вскоре покинул автоспорт. «Больше шансов выиграть в русскую рулетку», – заявил он, покидая ужасающе опасный мир гоночных автомобилей в надежде найти что-то более уравновешенное.

Изменения, которые внес Неерпаш, чтобы превратить обычный Ford Capri в громовую гоночную версию, покажутся знакомыми для любого преданного фаната автомобилей BMW M.

-2

Двигатель получил больше мощности благодаря расточке цилиндров (с 2,6 до 2,8 и наконец 2,9 литров), сухому картеру и впрыску. Для облегчения кузова пришлось раздеть весь интерьер и смонтировать стекловолоконные двери и капот. Подвеска, тормоза и колеса были также соответствующим образом модернизированы.

Итак, Неерпаш и его команда постоянно развивали машину, выдавливая больше мощности из мотора и методично сбрасывая лишний вес. В конечном счете автомобиль достиг мощности в 280 л. с. и массы в 950 кг. Минимальный вес, регламентированный в то время организаторами гонок, равнялся 900 кг, так что Capri оказался одним из самых легких и мощных автомобилей на стартовой решетке.

И он был успешен! Он выиграл немецкий чемпионат по турингу, выиграл европейский чемпионат по турингу и полностью уничтожил конкурентов в гонках на выносливость «группы 2». Он даже замахивался на значительно более злых соперников из «группы 4».

-3

На гонке «1000 км Нюрбургринга» того года Capri оказались медленнее лишь топовых спортпрототипов. Мы сейчас говорим о Ferrari с моторами от болидов Формулы-1.

Чтобы поставить такой мощный и легкий автомобиль на гоночный трек, Неерпаш должен был выпустить дорожную версию и тем самым омологировать ее для гонок. Так и родился Ford Capri RS 2600. Конечно он не получил пластиковые панели кузова, зато избавился от массивных бамперов и обзавелся интерьером без излишеств, форсированным двигателем и тщательно переработанной подвеской. На нем стояли амортизаторы Bilstein и тормоза Ferodo. Чтобы получить доступ к гонкам, нужно было построить 1000 таких машин, однако она оказалась настолько желанной, что заказы превысили 3000.

Пока в Кельне Ford был занят сбором побед, в нескольких часах езды в Мюнхене BMW пытался этому сопротивляться. Их 2800CS, который также участвовал в «группе 2», имел почти столько же мощности, сколько и Capri, однако «негативно компенсировал» это несколькими сотнями кг лишнего веса. Машины баварцев были просто «мобильными шиканами», и Ford пристыдил BMW, выиграв 13 гонок из 16-ти в 1972 году.

В разгар этого опустошительного сезона BMW тайно переманили Неерпаша. Впоследствии он использовал деньги BMW, чтобы полностью реализовать свой талант.

Йохен Неерпаш
Йохен Неерпаш

Так официально родился BMW M. Именно Неерпаш и его технический директор Мартин Брайнгарт запустили легендарное подразделение, и результаты не заставили себя долго ждать. BMW выиграли европейский чемпионат по турингу в 1973 году благодаря 3.0 CSL – серьезно модифицированной версии 2800CS, которую когда-то Capri опережал без особых проблем.

Это были невероятные гонки, где полные заводские команды Ford и BMW бились не на жизнь, а на смерть. На тех машинах ездили многие из лучших пилотов Формулы-1. Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди, Жаки Икс, Крис Амон, Рольф Штоммелен, Анри Пескароло, Джоди Шектер, Джеймс Хант, Ники Лауда, Йохен Масс, Ханс Штук – все в тот период гонялись на BMW CSL и Ford Capri.

-5

«Машины были просто сказочными», – вспоминает пилот-современник. – «Лучшие туринг-автомобили, которые только можно было водить. С таким легким и понятным рулевым управлением! На них можно было постоянно ездить в заносе».

Самая большая заслуга Неерпаша заключалась в омологации абсолютно диковинного для того времени аэродинамического пакета с гигантским антикрылом. Дорожный CSL стоил очень дорого. Оцененный в 6 899 фунтов он приближался к Aston Martin. CSL с символичным пакетом «Бэтмобиль» вообще обходился в целое состояние. Его цена почти в 2,5 раза превышала Jaguar E-Type с V12. По этим фактам мы можем судить, насколько дорог для BMW был весь процесс омологации.

-6

Ford не мог себе позволить тратить такие суммы и не представил в ответ собственный аэродинамический пакет. Таким образом BMW стал постепенно уезжать от своего давнего соперника. Иногда они обгоняли «Форды» на круг...

Так что BMW M (настрой, талант и все остальное) зародилось в Ford... В стенах Ford Неерпаш разработал формулу превращения дорожного автомобиля в выигрышный гоночный болид, а BMW все присвоил и заставил работать на себя. Подумайте об этом, когда в следующий раз увидите Ford, пытающийся соперничать с лучшими выходцами из Баварии...

Эпилог. Если вам интересно, что случилось с Capri после того, как Неерпаш покинул Ford, то он какое-то время бился в конвульсиях под эгидой нового руководства. Новые эксперты никак не могли должным образом настроить автомобиль. У них была адская недостаточная поворачиваемость. Вы не могли просто так взять и спровоцировать занос. Машина становилась на два колеса, так как центры крена были выставлены неправильно. По словам пилотов, Capri были невероятно ужасны.

В 1978 и 1979 годах немецкая гоночная команда Zakspeed сделала из машины четырехцилиндрового 700-сильного широкофюзеляжного монстра. Capri продвинулся из «группы 2» в «группу 5», где вернулся на лидирующие позиции.

Что касается Неерпаша, то у него было 9 успешных лет в BMW. Его гоночная программа также завершилась переходом в «группу 5», хотя он решил отказаться от переднемоторного 3.0 CSL в пользу абсолютно новой центральномоторной компоновки. Мы говорим об M1.

К сожалению, его новое детище стоило ему работы. Он заключил контракт на постройку машины с Lamborghini, которые практически сразу же обанкротились. Это отсрочило M1, а гоночный регламент изменился, когда машина наконец пошла в производство. M1 в конечном итоге использовал тот же рядный 6-цилиндровый мотор, что и 3.0 CSL, однако Неерпаш фактически пытался убедить руководство подписать разработку нового 3-литрового V8, который хотел впоследствии применять в Формуле-1. Боссам BMW план не понравился, и, принимая в расчет задержку M1, они имели все основания Неерпаша уволить.

Несколько лет спустя он приложил руку к успешной ле-мановской программе Mercedes, а BMW в 1983 году выиграли титул в Формуле-1 со своим турбированным 4-цилиндровым мотором.

По мотивам Jalopnik.com