Найти тему
Яма Дхарма

Апокалипсис сегодня №2

из свободного доступапервая страница
из свободного доступапервая страница

сейчас мало кто читает книги - тем более те, что написаны больше ста лет назад. Скажу даже больше - страшное, ага - сейчас и фильмы-то, снятые в прошлом веке, никто не смотрит.

Поговорим о классике, тем не менее. О фильме Френсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" (ну, вы уже догадались, наверное) и о романе Джозефа Конрада "Сердце тьмы", послужившего первоисточником для вышеупомянутого фильма.

первая страница первого издания "Сердце тьмы" - из свободного доступа
первая страница первого издания "Сердце тьмы" - из свободного доступа

Основная идея книги и фильма - утрата, потеря мира прежнего. Исчезновение существовавшего ранее положения вещей. В "Сердце тьмы" Кронина ничтожный винтик человеческой машины, бывший телеграфист, отрезанный от привычного бытия, избавленный от "бремени белого человека", больной и умирающий, обретает неведанную им ранее силу духа - благодаря отринутым ценностям и условностям прошлого. Конец света, апокалипсис - в данном случае несет в себе переоценку ценностей, квинтэссенцию ницшеанства, когда всё ранее произошедшее с человеком не имеет никакого смысла, являясь лишь пылью на пройденном пути. То, что происходит с людьми, посланными за этим человеком - тоже является не более и не менее чем концом их прежнего мира.

Конец света иногда стоит понимать буквально. Когда человек в последний раз закрывает глаза, свет для него исчезает, заканчивается. Если человек начинает смотреть на мир иначе - прежний мир для него более не существует, хотя бы просто потому, что жить в этом мире, так как жил раньше, уже невозможно...

В фильме Копполы, где события происходят на фоне войны во Вьетнаме, со всеми её ужасами и кровопролитием (честно говоря, не понимаю этих стенаний американцев о "пережитом аду", кто бы говорил - но фильм очень метафористичен, Коппола гений) - Апокалипсис, конец света и прежнего мира демонстрируется не через "сердце тьмы" в качестве поковника Курца, якобы "сошедшего с ума" - он, напротив, абсолютно последователен и логичен. Конец прежнего мира, или, если сказать точнее, его закат, подобный заходящему Солнцу, приходит к главному герою и его спутникам, всё глубже и глубже погружающимися в джунгли безумия (чо-то всё время напрашиваются аллюзии на "Хребты безумия" Лавкрафта) с каждой пройденной милей. День за днем, следуя к своей цели - убийству "безумного" полковника, они теряют изначальный смысл своего путешествия, подменяя его подлинным - убийством Бога. Полковник Курц , который для подчиненных им диких племен стал практически Богом, становится Богом и для них - иначе всё их путешествие теряет смысл.

В этом заключается еще одно понимание бесконечно длящегося Апокалипсиса - ежеминутного, ежечасного, сегодняшнего. Видя происходящее вокруг, мы изменяемся - и прежний мир исчезает. Вопрос только в том, становимся мы лучше или хуже.

Ответ один - и он плох для всех.