Найти тему
ОбСериал

"Спутник" (2020): Вселенское недоразумение

Рассказываю, чего ждать от фантастического триллера про космического монстра с Бондарчуком

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Два советских космонавта, отлетав своё на орбите, возвращаются домой. Их веселые бравады обрывает жуткий грохот, капсула падает в степях, живым находят только одного – у другого прогрызен череп. Выжившего запирают в подземном бункере и мучают экспериментами. Чтобы разобраться с тем, что происходит, на базу привозят дерзкую докторшу (докторку?) Татьяну. Она с удивлением узнает, что в космонавте Константине живет костлявый космический глист и вступает в интеллектуальный бой не только с ним, но и со своим новым начальником, изворотливо-вежливым полковником в красивом парике.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Из многочисленных обзоров может показаться, что «Спутник» это такой российский «Чужой» в ностальгических декорациях – забудьте. Я тоже начитался-наслушался подобных отзывов и в итоге всю дорогу гадал о том, когда же станет интересно или, хотя бы, страшно. На деле авторы фильма вовсе не собирались заимствовать чужие идеи, а вместо этого смело зашагали своим путём – как у нас водится, самым особым и максимально непостижимым.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Две вещи в «Спутнике» получились хорошо, это космонавт Костя и его паразит. Пётр Фёдоров, как бы много его не было на экране, растет от проекта к проекту и его игра уже давным-давно не ограничивается дикими воплями и смазливым лицом. В «Спутнике» он отлично изобразил «настоящего летчика», нарцисса до мозга костей, на сто процентов уверенного в собственной неотразимости. Смотреть местами противно, но только потому что так задумано. Его приблудный приятель так же заставляет в себя поверить – монстр отлично прорисован, быстро бегает, больно кусает и его почти не прячут в темноте. К сожалению, для хорошего кино этого оказывается недостаточно.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Моя зрительская лояльность дала первую трещину в тот момент, когда вкрадчивый Бондарчук начал уламывать строгую Акиньшину прокатиться на военную базу. Вы видели «Прибытие»? Если да – вам обеспечено несколько последовательных дежа ву. Даже не буду описывать, и так всё понятно. Со скидкой на то, что Акиньшина кручи Эми Адамс, а Бондарчук даже близко не Форрест Уитакер. Поэтому за Акиньшину немного обидно – почему бы не выдумать для этой замечательной артистки что-то более оригинальное, чем образ стандартной голливудской ученой? А при взгляде на Бондарчука, несмотря на все его старания, невозможно отделаться от мысли, что это очень старательный и даже хорошо загримированный, но всё-таки тот самый Бондарчук, который Фёдор.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Всё было бы хорошо, всё было бы просто замечательно, если бы эти шаблонные герои разыграли простую и даже примитивную, но логичную и понятную историю про опасную зверушку. Форма бы совпала с содержанием, зрительские ожидания с реальностью, а замах соответствовал бы удару. Но не таковыми мы! Где-то в середине фильма его авторы внезапно вспоминают про нашу загадочную душу, про аршин, которым её не измерить – и судорожно наполняют свою историю отборным маразмом.

  • После следующего скриншота будут сюжетные спойлеры. Я предупредил. Не читайте дальше, если собираетесь смотреть фильм. Впрочем, вообще не читайте дальше. Этого того не стоит.
Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Пришелец живет внутри космонавта и вылезает из него по ночам. Почему по ночам? Наверное потому что боится света. Он из космоса, там темно, солнца нет, всё понятно. В бункере под землей его гораздо больше. Ну хорошо, ладно, ночью так ночью. Отчего же тогда не изолировать монстра от космонавта? А оттого – они связаны. Даже так – свя-а-заны. Кем связаны? Чем? Очень просто – загадочной русской душой, разумеется. Между космонавтом и пришельцем существует необъяснимая телепатическая связь. С помощью неё сознание космонавта по ночам переносится в монстра. В это время зверушку кормят осужденными на высшую меру преступниками – потому что ничего другого она есть не хочет. Только бритых зеков и никак иначе. Вот такие специфические вкусы у Кости-космонавта.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Кормление инопланетянина зеками это, разумеется, отдельная тема – которой я даже не буду касаться. Но даже с этой позиции можно было вырулить в хороший фантастический триллер или даже боевик. Выпустить монстра на свободу, заставить героев бороться за жизнь, нагнать напряжения, замесить немного экшена. Но нет! Дальше нам показывают, как уставшая от творящегося маразма ученая Татьяна ведет расследование по поводу судьбы незаконнорождённого сына Кости, которого бравый космонавт сплавил в детдом, чтобы не портить себе имидж. Помните, как ловко была вписана линия с дочерью в сюжет «Прибытия»? Постарайтесь забыть – снова. Здешний ребенок грубо вклеен в основную историю с помощью монтажа. Ближе к финалу авторы пытаются как-то объяснить зрителю, зачем это было нужно, но, кажется, сами не до конца себе верят.

Кадр из х/ф "Спутник"
Кадр из х/ф "Спутник"

Глядя на творящийся нонсенс, чаяния авторов фильма всё-таки можно понять. Круто, когда блокбастер внезапно выдаёт серьезные мысли и «заставляет задуматься». Условная «Матрица» конечно же намного ценнее условных «Мстителей». Я лично был бы рад посмотреть вдумчивую вариацию «Чужого», в которой боль людская обжигает так же сильно, как кислота ксеноморфа. Видимо, изначально так и было задумано. А что в итоге получилось? Не триллер и не хорррор. Не боевик и даже не драма. Монстр Франкенштейна, сшитый из штампов современной фантастики и самых скучных из невменяемых идей, какие нашлись в загашнике у сценаристов. Странная попытка скрестить советскую мелодраму с хорошим спецэффектом. Гибрид в меру противного арт-хауса и концентрированного недоумения. Будьте проще, хочется сказать господам кинематографистам, будьте проще.

  • А вы смотрели это кино? Что думаете? Согласны с текстом или негодуете из-за моих глупых наездов? Сообщите в комментариях – буду знать.