Восстание либертарианцев без военных шансов на успех, чье кровавое умиротворение, возможно, решило судьбу коммунизма в Европе. Премьер-министр, который заплатил своим бескомпромиссным отношением своей жизнью.
Сегодня рано утром советская армия начала атаку на нашу столицу, желая свергнуть законное, демократическое правительство Венгрии. За помощь! За помощь! За помощь! - этими словами вновь назначенный премьер-министр Имре Надь объявил миру, что его страна начала борьбу за свою независимость. Венгры были недовольны по многим причинам. Их страна, зависимая от СССР после Второй мировой войны, переживала экономический коллапс, и условия жизни жителей были настоящей проблемой. Хоть и в Венгрии не было вооруженного подполья, в Венгрии в сталинский период жертв репрессий было в три раза больше, чем в Польше, несмотря на значительную диспропорцию в количестве граждан. Коммунисты оставили свой след почти во всех сферах жизни: крестьянам не нравилось принуждение объединять и превращать свои хозяйства в общины, т. Е. коллективизация. Поступление в университет решалось по неизвестным критериям, среди которых важную роль играли происхождение и факт принадлежности к партии, а условия обучения были далеки от свободы университетских идеалов. Работа журналистов и писателей контролировалась цензурой, что не только осложняло жизнь, но и позволяло полностью разрушить карьеру «неуместного» человека.
Главным виновником такого положения вещей был Матьяш Ракоши, назначенный Сталиным и секретарем Коммунистической партии Венгрии (а затем и Венгерской рабочей партии). Именно благодаря ему коммунисты захватили власть в Венгрии в 1947 году, хотя Партия мелких фермеров победила на выборах двумя годами ранее. Ракоши сделал это, безжалостно расправившись с политическими противниками в соответствии с тем, что он называл себя «тактикой салями» - постепенной ликвидацией представителей других взглядов один за другим, своего рода «кусочек за кусочком».
Причины венгерской революции 1956 года
Со смертью Сталина в 1953 году во многих странах Восточного блока наступила определенная «оттепель». Необходимо было выработать новый курс действий, и сторонники нынешнего сталинского курса начали борьбу за власть. В Венгрии, Ракоши, под давлением Лаврентий Берия был вынужден принять на роль премьер-министра сельского хозяйства Имре Надь - тоже коммуниста, хотя он представлял более либеральные взгляды. В результате внутренних партийных столкновений (как в СССР, так и в Венгрии) в марте 1955 года Надь был уволен, а затем исключен из коммунистической партии. По той же причине Ракоши потерял свою должность 18 июля 1956 года, его ближайший соратник Эрнё Герё заменил его. Однако это было только изменение фасада, которое еще больше расстроило настроение венгерского народа, ищущего перемены.
Новости из-за рубежа достигли Венгрии, и настроение свободы стало сильнее. 6 октября 1956 года похороны реабилитированного министра иностранных дел Ласло Райка, казненного по политическим мотивам в 1949 году, превратились в массовую демонстрацию с участием более 200 000 человек. В последующие дни студенты начали объединяться и проводить незаконные обсуждения, в результате чего были выдвинуты списки демократических требований, включая свободные выборы в многопартийной системе или восстановление в должности главы правительства Надь. Рабочая забастовка в Познани в июне 1956 года, приход Владислава Гомулка к власти в Польше несколькими месяцами позже и объявленная им на 8-м Пленуме Польской объединенной рабочей партии, пробудили воображение венгров и дали им надежду, что для них также возможен настоящий прорыв.
Начало революционной борьбы
23 октября они собрались у памятника польскому герою весны народов в Венгрии - Юзефу Бему. Демонстранты зачитывают студенческие постулаты и идут к зданию парламента. Больше жителей Будапешта присоединились на пути, создав толпу более 200 000 человек. Эрнё Герё по радио осудил лозунги протестующих и назвал их «реакционными». Запланированная сборка подошла к концу, но участники не расстались. Вместо этого они пошли в штаб-квартиру радио. По пути они получили оружие в казармах и разоружили солдат, защищавших радио. Хотя сам Имре Надь призвал успокоиться,но все стало выходить из-под контроля. Сотрудники политической полиции АВХ, расположенные на крышах, открыли огонь по демонстрантам.
В связи с развитием ситуации Эрнё Герё попросил Советы вмешаться. Чтобы успокоить общество, в ту же ночь Имре Надь был неожиданно вновь назначен главой правительства, что стало выполнением одного из студенческих постулатов. 24 октября советские танки вышли на улицы Будапешта. Венгерская армия ввиду нежелания командования принимать меры в большинстве случаев либо перешла на сторону демонстрантов, либо была разоружена. Городские жители строили баррикады, и слова Запада о борьбе, поддержки обещаний и инструкций о том, как делать Коктейль Молотова, пришли с Запада. Надь призвал воздерживаться от насилия и пообещал дальнейшие перемены в стране. Однако столкновения продолжались, и граждане стихийно формировали местные органы власти и департаменты и создавали неравномерно.
Кровавое поселение
27 октября Надь назвал восстание «широким демократическим массовым движением», создал новое правительство, распустил секретную полицию и упразднил однопартийную систему. Днем позже было заключено соглашение о прекращении огня с Советами, пока ситуация не была решена. Однако последующие дни, несмотря на вывод войск СССР в 20 километрах от Будапешта, не принесли спокойствия. 31 октября, веря в возможность далеко идущих изменений, Надь объявил, что Венгрия выйдет из Варшавского договора, также призвал к выводу иностранных войск с территории страны и обратился к ООН за независимостью для Венгрии. Для СССР независимость соседней страны и пример, который он подал бы для других стран блока, были немыслимы. Поэтому 1 ноября было принято решение об умиротворении Венгрии.
3 ноября венгерская делегация во главе с Палом Малетереном отправилась на встречу с советским командованием, чтобы договориться о выводе войск из Венгрии. Однако делегаты были арестованы, и 4 ноября атака возобновилась силами 58 000 солдат. Последняя вспышка сопротивления была подавлена 10 ноября, хотя отдельные стычки и акции протеста произошли к концу года. Запад, больше заинтересованный в Суэцком кризисе, не оказал реальной поддержки повстанцам - готовность оказать военную помощь только Испании. В Польше события на юге сопровождались большим волнением, и стоимость гуманитарной помощи, предоставленной Венгрии, оценивается в 2 миллиона долларов США. Более 11 000 добровольцев вызвались сдать кровь бойцам, что превысило возможности обычных пунктов сбора.
Баланс венгерской революции 1956 года
После подавления восстания в Венгрии к власти пришло марионеточное правительство венгерского революционного и крестьянского правительства во главе с Яношом Кадаром. Имре Надь сам укрылся в посольстве Югославии, затем был схвачен и доставлен в Румынию. До конца он отказывался сотрудничать, не желая быть в правительстве Кадара, за что был приговорен к смертной казни в 1958 году. Решение также было вынесено еще для 230 человек. Приблизительно 2500 венгров и 740 советских солдат и офицеров были убиты в боях. 13000 были ранены на стороне повстанцев и 1251 среди интервентов. Материальный ущерб был оценен в 220 миллионов форинтов. Хоть он закончился неудачей и заплатил за смерть, страдания и репрессии сотен тысяч жителей (около 200 000 человек были вынуждены бежать из страны), Однако венгерское восстание привело к серьезному кризису коммунизма в Европе. Коммунистические партии на Западе, члены которых не поддержали решение, принятое СССР, отметили резкое падение поддержки, которую впоследствии невозможно было восстановить. Интервенция также разделила коммунистов на Востоке. Решение сделать это не получило однозначного понимания и было признано некоторыми сообществами серьезной ошибкой.