Сейчас наши кинематографисты если и берутся за историческое кино, то распахивают ниву отечественного прошлого. Да и кино это историческим подчас является номинально, только из-за того, что актёры в костюмах. Но были времена, когда советские кинематографисты смело пускались в плавание по неизведанным европейским историческим дебрям и весьма неплохо с этим справлялись, снимая увлекательные историко-приключенческие картины.
О, конечно, ляпов и тогда хватало преизрядно! Но как-то умудрялись они так увлекательно выстроить сюжет и так его лихо разыграть, что на эти ляпы зрители внимания как-то и не обращали. Тем более, если речь шла о средневековой Европе! Ну кто вообще тут знает, как оно там было, кроме специалистов по медиевистике?
Итак, что приходит в голову сразу?
«Стрелы Робин Гуда» 1975 года, реж. С. Тарасов. Да, с точки зрения кинематографического мастерства фильм плохой. Но! Есть одно огромное «но»! Это песни Владимира Высоцкого. Без них фильм этот смотреть невозможно, но с ними… Тут тебе такое двойное дно, такие смыслы, такая глубина философского осмысления, что… Оторваться от просмотра невозможно. Вот она – магия гения нашего незабвенного барда.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии», 1989 года того же Сергея Тарасова. Фильм, прямо скажем, так себе. Но, глядя на экран, как-то вот веришь, что в средние века оно вот так и было. Прелестная Ольга Кабо (Изабелла), коварный Александр Лазарев (король Людовик XI), страшный Юрий Кузнецов (прево Тристан), выразительный Леонид Кулагин (Лесли Меченый) и многие другие актёры достойны того, чтобы этот фильм пересмотрели. В основе экранизации – роман Вальтер Скотта, конечно же.
А помните ли вы фильм «Рыцарский замок» 1990 года, того же режиссера? Уверена, что не помните! Времена тогда были смутные, не до рыцарей с их замками! А ведь в основе сюжета противостояние Руси и Ливонского ордена в XIV веке. Это экранизация повести А. Бестужева-Марлинского «Замок Нейгаузен». Повесть на любителя, а фильм удался. Здесь героиню играет всё та же прелестная Ольга Кабо с лицом средневековой Мадонны, в паре с брутальным Александром Козновым (исполнителем роли Квентина в предыдущем фильме).
Новгородский сотник Всеслав попадает в плен к благородному рыцарю Ромуальду, живущему с женой Эммой (как раз ее играет Кабо) в замке. И тут началось… Похищения, битвы, интриги, но всё заканчивается хорошо. Фильм, по сравнению с «Квентином...» и «Стрелами...» - очень неплохой. Если вы его не видели и хотите поностальгировать по «старому доброму советскому историческому кинематографу» – то посмотрите.
Забравшись в фильмографию Сергея Тарасова вы еще встретите там фильмы «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и «Черная стрела». Фильмы достаточно средние. «Баллада...» выплывает за счёт песен все того же Высоцкого. А «Стрела» сильно проигрывает оригиналу – книге, по которой она снята. И все-таки наша советская бедность и отсутствие гламура позволяли создать очень достоверный образ средневековой жизни в целом: с простыми одеждами, неуютными замками, суровыми нравами, сильными рыцарями, прекрасными дамами, отвратительными бродягами и безбашенными разбойниками.
Сейчас вот вроде всё есть: деньги, технологии… А смотреть – не интересно. И снимать не хочется, ибо всем рулит касса. То бишь голый расчёт. А где расчёт, там искусства нет и быть не может.
Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!