Боковой поток идет в обе стороны. Подобно тому, как Planet Labs внедрила готовые инновации в свое спутниковое оборудование, инновации, разработанные для космических полетов, приносят пользу другим отраслям промышленности. В 2013 году SpaceX разместила на своем складе в Хоторне, Калифорния, компании, занимающиеся 3D-печатью металла, чтобы продемонстрировать, как они "печатают" ракетные двигатели для версии космической капсулы "Дракон" с человеческим рейтингом. В предыдущих капсулах с человеческим рейтингом использовалась эвакуационная башня, которая сидела на капсуле, как иголка. Она должна быть сброшена во время запуска, если не используется. Напротив, SpaceX встроил двигатели прямо в боковую часть капсулы. Если двигатели не используются в спасательной операции во время запуска, то их можно выстрелить позже, чтобы посадить капсулу. SpaceX специально создал их, чтобы обеспечить возможность посадки капсулы Дракона на Марс.
Конструкция этих двигателей SuperDraco сложна, но не сложнее, чем, скажем, устройство, которое может высасывать CO2 из горячих газов в угольной дымовой трубе. Технология улавливания и сдерживания выбросов углекислого газа ускользала от инженеров по устойчивому развитию на четверть века. Просто это слишком дорого, по словам тех, кто это изучил. Наверное, стоит попробовать внедрить новшества не напрямую, а в боковом направлении. Трехмерная металлическая печать, используемая SpaceX, вероятно, обеспечивает необходимый уровень точности. Инструмент для улавливания и поглощения углерода примерно так же сложен, как и ракетный двигатель. По сути, они делают то же самое, просто наоборот: ракетный двигатель контролирует химическую реакцию в присадочном смысле, а устройство улавливания углерода осуществляет химическое вычитание.
Приведенные здесь новшества не являются побочными продуктами в том смысле, в каком их часто используют НАСА и другие государственные структуры. (Не случайно, "побочные результаты" - так называется отчет, который НАСА периодически направляет в Конгресс для обоснования расходов на космические системы). Мы не говорим о коммерциализации напитков астронавтов в Танг. Мы говорим о полноценных, самоподдерживающихся трубопроводах инноваций, которые идут сбоку от космического оборудования (превращение зубных дрелей в реакционные колеса) или от космического оборудования (3D-печать на металле, сейчас находит свой путь во многие виды промышленного производства). В любом случае, инновации мотивировались решением проблем в рамках миссии. Реакционные зубные дрели существуют только потому, что Planet Labs взялась за выполнение огромной задачи по ежедневной визуализации всей Земли. Усовершенствования SpaceX в области трехмерной металлопечатью были явно продиктованы желанием основателя компании Элона Муска колонизировать Red Planet.
Увидев, на что способны боковые инновации, я больше не верю, что разумный подход является правильным.
Различия между тем, чтобы успокоить скептически настроенных членов Конгресса докладом о побочных продуктах, и тем, чтобы привлечь настоящих новаторов, можно увидеть на заводском этаже в штаб-квартире SpaceX в Хоторне. В докладе за 60 минут в 2012 году журналист Скотт Пелли задал вопрос бывшему астронавту НАСА Гаррету Райзману о его решении присоединиться к SpaceX: "У вас столько опыта в инженерном деле, такая долгая и завидная карьера в НАСА". Вы могли бы легко устроиться на работу в Boeing или в Lockheed, но вы приехали сюда, и я удивляюсь, почему". Райзман ответил: "Если бы у вас был шанс вернуться в прошлое и поработать с Говардом Хьюзом, когда он создавал TWA, если бы у вас был шанс быть там в тот момент, когда наступил рассвет совершенно новой эры[...] разве вы бы не захотели этого сделать? Я имею в виду, вот почему я здесь".
Такие инженеры, как Райзман, усердно работают над тем, чтобы отвезти нас на Марс. Действительно, SpaceX недавно возглавил список технологических компаний, оцениваемых на основании того, насколько сотрудники считают, что их работа "делает мир лучше". Видение Маска выходит за рамки колонизации Марса. В очень долгосрочной перспективе он видит "терраформирование" планеты - создание более похожего на Землю климата, чтобы он мог поддерживать жизнь на открытом воздухе.
С консервативной, рациональной точки зрения, можно было бы легко охарактеризовать высокограничные аспекты миссии SpaceX как пустую трату таланта, времени и технологий. Учитывая настоятельную необходимость защиты благополучия человека на единственной планете, которую мы в настоящее время населяем, может показаться разумным не упускать из виду стоящие перед нами проблемы. Но, увидев, на что способны боковые инновации, я уже не верю, что разумный подход является правильным. Мы должны смотреть мимо переднего плана; мы должны смотреть за пределы нашей планеты. Мы должны отправиться на Марс.