Неожиданным открытием для меня стал полнометражный художественный фильм Александра Сокурова «Русский ковчег».
Это технически невероятный фильм, на который мог решиться только отважный на безумные приёмы режиссёр.
300 лет русской истории за 1 час 27 минут «одним кадром». 2000 актеров. 3 живых оркестра. 33 зала Эрмитажа. 4 года работы. 7 месяцев репетиций. 3-я попытка. 34 часа на финальные подготовки. 1 дубль на съемки, без права на ошибку и на монтаж. Оператор картины Тильман Бюттнер прошёл по коридорам Эрмитажа 1,3 километра, неся на себе систему стабилизации и кинокамеру с монитором и аккумуляторами общим весом 35 кг.
Вначале фильма не покидает чувство происходящего абсурда, но этот абсурд настолько начинает втягивать в вехи истории, что уже и не замечаешь, как не можешь оторваться от экрана.
Фильм передает не только дух царской России, но и современной: с её внутригосударственными интригами, высоким искусством и совершенно прекрасными девушками с ангельской внешностью, статными молодыми людьми в мундирах и какой-то особый дух Петербурга.
Оговорюсь, это художественный фильм, по которому не стоит судить о закономерностях исторических и политических процессов страны.
К концу фильм наполняется энергией — дивный бал, оркестр, которому рукоплещут и финальный проход гостей бала, оставляющий послевкусие какой-то безысходности. Я даже прослезилась.
«Русский ковчег» заставляет думать и задавать себе вопросы: русская культура — это подражание европейской или у нас свой путь.
Два разных героя, два разных мнения, но каждый зритель должен задуматься и решить этот вопрос сам для себя.