Найти тему
Vox Populi

КАК АЛМАТЫ СТАЛ ГОРОДОМ КИНО

В годы Второй мировой войны в Алматы было снято 20 полнометражных и 10 короткометражных фильмов. 15 ноября 1941 года «Алма-Атинская киностудия» слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» и превратилась в Центральную объединенную киностудию художественных фильмов — ЦОКС. Работа киностудии продолжалась до 1944 года. Как же случилось, что в годы войны Алма-Ата стала кинематографической столицей Советского Союза? Ответы на этот и многие другие вопросы нам дали Союз кинематографистов, Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК и журналистка Людмила Енисеева-Варшавская, предоставившая для публикации мемуары своего отца — историка-публициста, руководителя сценарной мастерской «Казахфильма» Льва Варшавского.

Здание, в котором находились кинопавильоны. Теперь в нем расположена Казахская государственная филармония имени Жамбыла (на Толе би – Калдаякова).
Здание, в котором находились кинопавильоны. Теперь в нем расположена Казахская государственная филармония имени Жамбыла (на Толе би – Калдаякова).

Алматы была выбрана потому, что, как заверяли синоптики, здесь было около 300 солнечных дней в году, а это давало возможность широко использовать съемки на натуре, не прибегая к строительству дорогостоящих павильонов. Конечно, были еще и какие-то другие соображения, но главным было наличие трехсот солнечных дней.

Известный режиссер Михаил Ромм рассказывал, как все это случилось: «...В 1941 году мне пришлось в первый раз приехать в город Алматы. Приехал я с довольно печальной миссией – просить председателя Совета народных комиссаров Нуртаса Ундасынова приютить в городе две киностудии: «Мосфильм» и «Ленфильм». Для этого нужно было отобрать в этом, в общем-то, небольшом городе (причем не забудьте, что такого размаха строительства не было и город был очень молодой) единственный и лучший Дворец культуры, отобрать гостиницу, крупнейшую в городе, и один, только что выстроенный новый дом. А Алматы должна была разместить в то время и какую-то промышленность, принять тысячи эвакуированных, а не только кинематографистов. Следовательно, мы предъявили этому маленькому городу огромный и тяжелый счет. Разговор был сложный, и я старался доказать товарищу Ундасынову, что за это время Алматы получит кинематографию. Кончится война, и в городе останется киностудия, аппаратура, кадры.

Полный материал здесь