Ташкент – город, утопающий в зелени и благоухании цветов, с журчащими арыками и раскидистыми кронами деревьев, где повсюду древние мечети, восточные базары, чайханы, виноградники и фруктовые сады во дворах, щедрость и гостеприимство местных жителей.
22 июня 1941 года нацистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. С этого дня все изменилось, Ташкент превратился в главный тыловой город страны.
Из репродукторов дни напролёт гудел, суровый, бросавший в дрожь, голос Левитана. Для поднятия патриотического духа граждан звучали патриотические песни, стихи, спектакли. «Все для фронта, все для победы» стало девизом для каждой семьи.
На вокзал прибывали бесконечные вереницы перегруженных санитарных эшелонов и эвакуированных заводов с оборудованием и персоналом, Творческие Союзы, институты, детей сирот, творческую элиту.
Сюда эвакуировали более 100 предприятий (Ленинградский завод текстильных машин, Ростсельмаш, Сумский компрессорный завод, ТАПОиЧ, ТТЗ, «Красный Аксай», Сталинградский химкомбинат, «Подъемник», «Электростанок»), а так же Мосфильм, Союз Писателей, Художников, Ученых.
В Ташкенте пережили войну Анна Ахматова, Фаина Раневская, Надежда Мандельштам, Корней Чуковский,
дочь Есенина, сын Марины Цветаевой, Валентин Берестов.
Эвакуированных детей сирот, не зависимо от их национальности, разбирали уже на вокзале узбекские семьи, имевшие уже около десятка своих детей.
Казалось, что «Город хлебный» больше не в силах приютить, накормить и обогреть катастрофически увеличивающееся население. Люди жили впроголодь. По трудовым карточкам выдавали хлеб (по 300 граммов на человека) и другие продукты. Чтобы прокормиться люди работали почти без выходных и отдыха. Но голод и нищета казались ерундой по сравнению с гибелью родных и близких на фронте.
Редкие письма, без марок, в виде треугольников, приходившие с фронта, были дороже всего на свете и перечитывались по несколько десятков раз.
Школьники поддерживали раненых в госпиталях, писали им письма под диктовку, дарили рисунки и полевые цветы.
Мест для катастрофически не хватало. Раненые лежали в везде где придется, в проходах, в коридорах, в кладовых, а летом и во дворе. И все они мечтали об одном, поскорее вернуться на фронт и бить врага до Победы.
Ташкент навсегда останется для нас городом-героем и городом спасения.