Хоть парад победы и перенесли. Но праздник все-же состоится. И так как выйти на улицу и посмотреть парад не получиться, мы предлагаем вам список картин приуроченных к празднику победы.
Советское художественное кино о Великой Отечественной войне ценно прежде всего тем, что в создании фильмов, в огромном большинстве случаев, участвовали фронтовики, прошедшие войну и отлично знавшие боевые реалии. Они были режиссерами и сценаристами, операторами и актерами, их прямое участие в работе над фильмом добавляло уникальной исторической достоверности, в нынешние времена почти исчезнувшей. В этом обзоре мы хотели бы вспомнить пять лучших кинокартин эпохи СССР, снятых с прямым участием людей, прошедших через сражения Второй мировой и сумевших перенести на экран собственный боевой опыт, антураж эпохи и характеры людей того времени.
Для начала мы обратимся к легкому жанру – комедии. Надо сказать, что комедийные фильмы о Великой Отечественной вовсе не были чем-то запретным или уникальным, начиналось все еще в сталинские времена с «Небесного тихохода» или «Беспокойного хозяйства» от 1945 и 1946 годов соответственно – официальная государственная пропаганда полагала, что даже в суровых военных обстоятельствах всегда можно найти элементы юмора. Однако, из всех советских военных комедий мы выберем более поздний фильм «Женя, Женечка и «катюша» производства 1967 года, снятый режиссером Владимиром Мотылём по сценарию воевавшего Булата Окуджавы, повествующий о житье-бытье подразделения гвардейских реактивных минометов «Катюша». История любви незадачливого рядового Жени Колышкина, вечно ставившего командиров и сослуживцев в забавные а также опасные ситуации, и связистки полка Женечки Земляникиной заканчивается трагически, однако фильм собрал в прокате почти 25 миллионов зрителей, и до сих пор остается одним из самых любимых. Стоит отдельно отметить, что в ленте обыграно множество реальных анекдотических фактов времен войны – например история с солдатом и новогодней посылкой, оказавшимся в немецком расположении, и в итоге успешно выбравшемся к своим.
Вышедшая в 1969 году картина «На войне как на войне» куда менее масштабна предыдущей и рассказывает о боевых буднях экипажа самоходки Су-100 в 1944 году. Сценарий основан на повести Виктора Курочкина, который с 1943 года сам был командиром самоходного орудия, и отлично знал, о чем писал – можно сказать, что «На войне как на войне» близко к документальному кино, не только благодаря литературной основе но и бережному отношению съемочной группы к деталям, военной технике и антуражу. История младшего лейтенанта МалЕшкина и его бравого экипажа уже более полустолетия не сходит с кино и телеэкранов, знаменитое «Давай, Малешкин, жми Малешкин!» стало цитатой на все времена, а прозвучавшая в фильме песня «По полю танки грохотали» получила неимоверную популярность. За исключением нескольких помарок, например появления в кадре более поздних танков Т-54, «На войне как на войне» в плане достоверности близок к идеалу.
«Горячий снег» по одноименному роману писателя Юрия Бондарева вышел на экраны в декабре 1972 года и моментально получил буквально всенародную популярность. Бондарев сам командовал артиллерийским расчетом в боях под Сталинградом, режиссер фильма Гавриил Егиазаров тоже воевал. В фильме показан один из самых напряженных моментов Сталинградской битвы – Котельниковская оборонительная операция, это когда 4-я танковая армия и 48-й танковый корпус Вермахта были брошены в прорыв на выручку окруженной под Сталинградом 6-й армии Паулюса. В случае успеха деблокирующего удара немецких войск Сталинградская победа Красной армии или не состоялась бы, или была получена куда более дорогой ценой. В финале фильма от артиллерийской батареи и поддерживающего стрелкового батальона в живых остаются всего семь человек. Пожалуй, «Горячий снег» является одной из самых сильных героических драм снятых в СССР.
Вышедшая в 1969 году картина «На войне как на войне» куда менее масштабна предыдущей и рассказывает о боевых буднях экипажа самоходки Су-100 в 1944 году. Сценарий основан на повести Виктора Курочкина, который с 1943 года сам был командиром самоходного орудия, и отлично знал, о чем писал – можно сказать, что «На войне как на войне» близко к документальному кино, не только благодаря литературной основе но и бережному отношению съемочной группы к деталям, военной технике и антуражу. История младшего лейтенанта МалЕшкина и его бравого экипажа уже более полустолетия не сходит с кино и телеэкранов, знаменитое «Давай, Малешкин, жми Малешкин!» стало цитатой на все времена, а прозвучавшая в фильме песня «По полю танки грохотали» получила неимоверную популярность. За исключением нескольких помарок, например появления в кадре более поздних танков Т-54, «На войне как на войне» в плане достоверности близок к идеалу.
Мы упомянули самоходчиков, артиллеристов, пехоту и гвардейские «Катюши», оставив для финала советских авиаторов. Фильм «В бой идут одни старики» был поставлен Леонидом Быковым, по молодости не успевшим принять участие в Великой Отечественной, но тем не менее страстно интересовавшимся боевой авиацией и дважды пытавшемся поступить в летное училище. Картина о летчиках-истребителях второй «поющей» эскадрильи гвардейского авиаполка стала результатом общего труда не только режиссера и съемочной группы, но и множества исторических консультантов, летчиков, участвовавших в боях. При этом Леонид Быков в сценарии использовал в основном биографические факты летчиков-истребителей, практически не используя допустимую авторскую фантазию. И, разумеется, одной из центральных тем картины становится музыка – надо отметить, что такая «поющая эскадрилья» существовала на самом деле, в 5-м истребительном авиаполку. «В бой идут одни старики» только после премьеры в 1973 году собрал более 44 миллионов зрителей, цитаты из фильма навеки ушли в народ, а трижды герой Советского Союза Ас Александр Покрышкин после просмотра прямо сказал – «Все так и было», что является лучшей похвалой. До сих пор считается, что «В бой идут одни старики» был и остается лучшим фильмом про военную авиацию – как с исторической, так и с драматургической позиции.
Мы рассмотрели лишь пять самых удачных военных кинолент эпохи СССР, но стоит помнить, что таковых снято гораздо больше: советский кинематограф был полон талантами, при этом многие из кинематографистов прошли через фронт и создавали реалистичное кино о войне.
P.s Ну а так-же мы сделали видеоматериал по данной подборке с отличным монтажом.
Ну а на этом у нас все. Ставьте лайк подписывайтесь на канал если ваш дед тоже участвовал в войне.