Найти тему
Голос из берлоги

Сфотать обалденный пейзаж и не разочароваться дома!

Зимой в Судаке. Фото автора
Зимой в Судаке. Фото автора

Людям, не слишком настроенным углубляться в дебри фотоискусства, но желающим оставить для себя незабываемые картины природы такими, какими их видел глаз, стоит потратить десять минут на запоминание нескольких элементарных правил такой съемки.

Сначала о композиции. Это - главное в пейзаже. Вы видите перед собой нечто потрясающее. Но вы уже знаете, что на фотографии красиво выходит далеко не все, что впечатляет вас наяву. Это похоже на обман. Почему так? Дело в разной работе мозга при восхищении пейзажем в натуре и при рассмотрении фотографии. В первом случае глаза охватывают все, что перед вами, а мозг мгновенно оценивает это "все" и

фокусирует глаза на самых эффектных элементах. Красивое изображение строится в мозгу.

При рассмотрении фотографии есть только небольшое уже готовое изображение. Оно уже должно быть красивым. Ничего комбинировать и фокусировать мозг не будет.

Поэтому строим композицию по следующим принципам:

а) ставим кадр горизонтально в 95% случаев. Вертикально только тогда, когда в кадр начинает лезть много лишнего и ненужного;

б) выставляем линию горизонта либо на верхнюю треть кадра, либо на нижнюю. Как лучше смотрится, так и оставляем. Пополам кадр лучше не

делить;

в) находим ключевые объекты кадра (пень или цветок на переднем плане,

роща или дерево на горизонте и. т.п) и располагаем их по диагонали кадра. При этом полезно разбить кадр на 9 квадратов, как в "крестиках-ноликах" и располагать объекты вблизи пересечения линий. Правило не жесткое, всегда медленно водите аппаратом по пейзажу, дожидаясь толчка в сердце - "вот оно"!

Теперь об экспозиции. Она должна быть правильной для того, чтобы небо не было белым, а земля черной. Надо добиться относительно равномерной плотности по всему кадру. Конечно, есть автоматика, но она

редко угадывает более, чем в половине случаев. Поэтому ищем в вашей технике такую непонятную опцию, как "Гистограмма". Вот такая.

-2

Ваша задача - выставить коррекцию экспозиции, обозначаемую обычно в меню аппарата символами +/- так, чтобы края "забора" не касались левой и правой стенок окна, причем правая опаснее. Как на правом кадре. Тогда снимок сразу будет смотрибельным, а довести его до идеала в фоторедакторе движками "Тени" и "Света" будет совсем нетрудно. Я вообще не пользуюсь автоматикой при съемке, а подбираю выдержку и диафрагму в ручном режиме, сразу глядя на результат. Так стабильнее при

последующей съемке на этом же месте. Автомат часто шарахается в крайности.

Ну, и в заключение о резкости. В пейзаже, как правило, резким должно быть все. И передний, и задний план. Для этого значение диафрагмы должно быть оптимально большим, например, 8. Еще больше (11, 16) можно, но при этом немного теряется общая резкость. Иногда это оправдано. Трудно установить такую диафрагму при плохой освещенности. В этом случае стоит либо увеличить чувствительность матрицы (ISO), либо подождать, когда посветлеет. Увеличение чувствительности приводит к росту "шума", зернистости изображения. При этом объектив стоит фокусировать на ближнем ключевом объекте, например, камне, цветке. Или чуть-чуть дальше него. Тогда

в зону резкости (ГРИП) попадет все, что в кадре.

В некоторых случаях бывает полезно отказаться от полной резкости и размыть либо передний, либо задний план. Экспериментируйте!

И удачи при съемке!