- Я буду знаменит - пообещал Мейер своей семье в 1906 году. - Подождите несколько столетий.
Франк Николас Мейер – человек, которым двигала любовь к растениям и безудержная жажда странствий. Его жизнь похожа на одно большое путешествие, а смерть при странных обстоятельствах до сих пор является загадкой для биографов.
Итак, мы продолжаем рубрику о людях, без которых наши сады были бы скучны – рубрику о садовых героях и охотниках за растениями.
Франс, как его тогда звали, родился в столице Нидерландов в 1875 году. В 14 лет мальчик уже работал в Ботаническом саду Амстердама, где спустя 8 лет сделал неплохую карьеру и занял должность главного садовника экспериментального сада. Его способности не могли не заметить, и они привлекли внимание выдающегося ботаника Хуго де Фриза, который на долгие годы стал его другом и наставником. Знакомых будущего ботаника пугала привычка Мейера давать растениям имена и разговаривать с ними, как со старыми друзьями. В своем письме к другу Мейер писал: «Я ухожу от людей и нахожу покой и умиротворение с растениями. Я живу сейчас в ожидании того, что произойдет».
Еще одной страстью Мейера были пешие прогулки не по городским улочкам или окрестностям города, а по странам! Например, он пешком прошел через Бельгию, Германию, Францию, Швейцарию и Италию, только чтобы увидеть апельсиновые рощи Испании! «Путешествия и пешие прогулки - это единственные вещи, которые меня интересуют», - писал он.
В 1901 году Мейер покинул Голландию и отправился в Англию, где нашел работу в питомнике недалеко от Лондона, но голод путешественника вскоре погнал его в Америку. Полученное в Голландии образование помогло ему найти работу в Министерстве сельского хозяйства США, он нашел работу, которая повлияла на всю его дальнейшую судьбу. Мейер был назначен особым агентом Управления интродукции семян и растений. Поменяв свое голландское имя Франс, на более типичное для Америки Франк, Мейер отправился исследовать Восточную Азию в поисках экономически значимых растений. Это была идеальная работа- возможность путешествовать, пешие прогулки и РАСТЕНИЯ!!! И в 1905 году с небольшой командой, включавшей переводчика, нескольких носильщиков и охранника, Мейер прибыл в Шанхай.
В течение следующих десяти лет Мейера ждали невероятные приключения, в реальность которых сложно было бы поверить, если бы не дневники, которые он вел. На него нападали дикие звери – медведи, тигры, волки и, конечно, люди - его грабили, ему угрожали. Местное население, никогда не видевшее до этого европейцев считало его дьяволом, а гостиницы часто закрывали перед ним свои двери. Во время одной чрезвычайно холодной ночи в октябре 1905 года он остановился в гостинице, где какой-то француз написал на стене «Отель 1000 клопов». Мейеру пришлось выбирать, ночевать в холодном номере или зажечь огонь в камине, который пробудил бы клопов к жизни. Он зажег огонь…..
С Дальнего Востока Мейер вагонами отправлял образцы хурмы, лотоса, можжевельника, конского каштана, гинкго билоба, а также тысячи семян китайских овощных культур. В общей сложности, собрал более 2500 видов растений, включая соевые бобы, несколько новых сортов зерна, фрукты, овощи, бамбук, китайскую капусту, вязы, ростки фасоли, побеги бамбука, водяные каштаны, а также огромное количество декоративных растений. А лимон Мейера? Вы что-нибудь слышали про него?
Наверное нет, если ваш бизнес не завязан на выращивании лимонов. А вот фермеры в США очень хорошо знают это растение и связанную с ним историю. В 1907 году, в маленькой деревне под Пекином, Мейер заметил небольшое дерево с ярко-желтыми фруктами. По вкусу плоды были слаще лимона, но кислее, чем апельсин. Мейер отправил черенки в США. К счастью, он так и не узнал к чему привело его открытие… А случилось непредвиденное! К середине 40-х годов 20 столетия лимон Мейра активно выращивали в Калифорнии. Однако, выяснилось, что большинство лимонных деревьев этого гибрида были бессимптомными носителями вируса цитрусовых! Погибли миллионы цитрусовых не только в США, но и в других странах куда были проданы саженцы, но еще больше деревьев стали бесплодными. Чтобы спасти оставшиеся растения в США были уничтожены все саженцы лимона Мейра. Лишь в 1950 году была выведена безвирусная разновидность лимона. После 25 лет испытаний растение было зарегистрировано, как «улучшенный лимон Мейера».
Рассказывать о приключениях и открытиях ученого можно долго. В своем дневнике он писал «Наша жизнь никогда не будет достаточно длинной, чтобы узнать все об этой великой земле. Когда я думаю обо всех неизведанных областях, у меня захватывает дух; никто никогда не сможет их охватить. Мне придется вернуться сюда в следующей жизни»
Франка Мейера не останавливали ни трудности и неудачи, ни мизерная зарплата, ни насмешливые заметки о нем в американских газетах. Единственное, что по настоящему его удручало и вызывало депрессию - это мир на пороге Первой мировой войны. Как знать, если бы не война, может быть ему удалось бы уговорить Мичурина переехать в Америку и история нашего плодоводства пошла бы совсем в другом направлении. Мейер писал: «Это время, без сомнения, печальное и безумное, и с научной точки зрения совершенно бессмысленное».
А в начале июня 1918 года Мейер совершил последнюю поездку в своей жизни. Он упал за борт с пассажирского судна в реке Янцзы и утонул. Франк Мейер был похоронен на кладбище в Шанхае, крестьянин, который нашел его тело, очень попросил отдать ему желтые ботинки утопленника.
«Я буду знаменит. Подождите только несколько столетий»