Создание в Советском союзе судов на подводных крыльях, которые могли развивать высокую скорость было неизбежно. Это нельзя было назвать совсем новаторским решением, ведь еще в 1869 году Парижанин Дени Фарко получил патент с формулировкой:
Закрепление на бортах и днище судна наклонных плоскостей или клиновидных элементов, каковые при движении судна вперед будут приподнимать его в воде и таким образом снижать лобовое сопротивление.
Еще чуть позже над этим вопросом работал Александр Белл, который известен всему миру, как основоположник телефонии.
Наша история начинается с имени Ростислава Алексеева, советского инженера-конструктора.
Именно ему удалось решить проблему устойчивости судов при ходе на крыльях, создав малопогруженное крыло, которое оказалось даже сложнее авиационного крыла.
После защиты в 1941 году дипломной работы на тему: «Глиссер на подводных крыльях» Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя.
Ростислав Евгеньевич мечтал построить судно, которое изменит представления о скорости.
Ракета
Это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Эта модель непрерывно производилась с 1957 года и до середины 1970-х годов.
И успела получить золотую медаль на выставке в Брюсселе.
За все время производства было выпущено более 300 шт., которые разбрелись по всему Советскому союзу, а также активно экспортировались в Финляндию, Китай, Литву, Румынию и Германию.
- Длина: 27 м
- Ширина: 5 м
- Мощность: 1000 л.с. дизель
- Привод: Винт
- Экипаж: Штат: 3 , Пассажиры: 64
Буревестник
Благодаря двум двигателям от Ил-18 эта модель была самым быстрым водным транспортом того времени. Судно эксплуатировалось с 1964 по 1979 год на трассе: Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.
Буревестник мог вместить 150 пассажиров на борт и двигаться с рабочей скоростью 97км/ч.
Однако этот катер не вышел в серийное производство, хотя и эксплуатировался около 15 лет.
Ужасный шум от авиационных турбин и конденсационный след оставляемый за собой, а также большой расход топлива была основными проблемами модели.
- Длина: 43 м
- Ширина корпуса: 6 м
- Рабочая скорость: 90—100 км/ч
- Дальность плавания: 500 км
- Мощность: 3660 л. с
- Двигатели: АИ-20А, авиационный турбовальный, 2 шт.
- Движитель: 2 водомета.
- Экипаж: 4 / Пассажиры: 150.
Чайка
Экспериментальное судно, которое было построено в единственном экземпляре в 1962 году.
Новый тип судна на подводных крыльях имеющий аэродинамическую форму и водометный двигатель.
Чайка служила транспортным средством сотрудников "Речфлота" и могла развивать скорость 85–90 км/ч, вмещая максимум 30 пассажиров.
Жаль, что прослужила она всего несколько лет, после чего была снята водной навигации.
- Длина: 26 м
- Ширина: 3,8 м
- Высота: 3,5 м
- Рабочая скорость: от 40 до 85 км / ч
- Двигатель: 1200 л.с.
- Движитель: Водомет
- экипаж: 3 / пассажиров: 30
Метеор и Комета
Пожалуй, самые известные суда на подводных крыльях.
Эти модели были разработаны для пассажирской транспортировки и пришли на смену "Ракете", обеспечив в два раза больше вместимости пассажиров и новенькие зоны комфорта: небольшие бары и кафе в салоне.
Как и "Ракета" новые суда экспортировались за рубеж, где до сих пор активно используются:
Комета
- Длина: 35 м
- Ширина: 11 м
- Двигатели: 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
- Модность: 2200 л. с.
- Движитель: 2 винта
- Скорость : 55-57 км/ч
- Дальность плавания: 600 км
- Экипаж: 5 / Пассажиры: 120
Метеор
- Длина: 34,6 м
- Ширина: 9,5 м
- Двигатели: 2 дизельных (М400 2×800 л.с.)
- Мощность: 1600 - 2200 л.с.
- Движитель: 2 винта
- Скорость: 75-77 км/ч
- Дальность плавания: 600 км
- Экипаж: 3 чел. /Пассажиры: 123 человек
Подписывайся на канал скоро будет продолжение. Впереди еще много интересного!
А на чем успели прокатиться Вы?