Когда кто-то покидает наш мир, что происходит с виртуальной копией этого человека? И что делать с его контактом в телефоне, в сетях…
Не будем драматизировать: тема не столько мрачная, сколько для многих новая, не проясненная. Поневоле задумаешься об этом, когда твой одноклассник умер от инфаркта, но после этого, как говорится, не пропал с радаров. Его имя осталось в твоем телефоне, его страница висит на сайте, словно он никуда не ушел.
В последние годы вы общались больше, чем в предыдущие десятилетия, когда были моложе, работали, растили детей. А с возрастом нашли друг друга (спасибо соцсетям!), вспомнили былую дружбу, стали переписываться. Это общение радовало, согревало. И вот звонок от друзей: «Володи не стало». Ощущение пустоты, сожаления... Но время идет, горечь утраты слабеет, и друг занимает место где-то в глубине сознания рядом с другими ушедшими близкими. Ты мог бы все реже вспоминать его, если бы…не имя в списке телефонов, не аватарка в ватсапе, не страница в Одноклассниках. Там его фото в форме летчика, он молод, счастлив, он такой, каким ты его помнишь с юности. Можно увидеть и другие его снимки, семейные, в разные годы. Можно перечитывать вашу переписку, которая шла несколько лет. Не всю, конечно, какие-то части, фрагменты.
Стоп, думаешь ты, нет ли в этом чего-то противоестественного. Одно дело – письма или открытки в шкатулке, как было раньше у нас и наших родителей, другое – почти живая речь виртуального общения. Словно контакт с кем-то в потустороннем, запредельном мире. Если шкатулку ты не открываешь месяцами и годами, то гаджеты теперь всегда с тобой. И ты все время натыкаешься на того, кого уже нет.
Наша общая подруга в ответ на мои рассуждения сказала: «А я удалила все и везде сразу, зачем оставлять повод для стресса, мы его и так будем помнить». Конечно, она права, но у меня почему-то рука не поднимается. Не предаешь ли тем самым, не жестко ли поступаешь… Каким-то холодом тянет от этого нажатия на кнопку «удалить». Но сколько людей, столько и мнений.
На самом деле несколько лет назад соцсети предложили людям решение таких вопросов, причем как для своих близких, так и для самого себя. И сделать это можно еще при жизни. Пользователь в настройках соцсети может указать варианты действий с аккаунтом после его смерти. Их два - удалить его совсем или сделать страницей памяти и назначить хранителя. В разных сетях есть опции, дающие возможность увековечить профиль умершего.
Там же на странице-мемориале со специальной пометкой можно делиться воспоминаниями, что-то писать. Родные могут обновлять в нем фотографии, делиться новостями. И многие так делают. Но почему когда видишь это, берет какая-то жуткая оторопь. Может быть, оттого, что мы еще не привыкли и не готовы к тому, что человека нет, а его аккаунт «живет», в нем что-то меняется, с ним что-то происходит. Доходит до того, что имеющие к нему доступ обращаются к умершему, разговаривают с ним, пишут от его имени. Таким образом травма потери продолжает длиться, как и невроз. И в этом нет ничего хорошего для психологического состояния живых.
В некоторых странах создают так называемые сайты памяти, где можно сообщить о кончине человека, зажечь виртуальную свечу, пригласить проститься других людей. В нем даже есть координаты психолога, который поможет справиться с потерей. И это совершенно отдельная история - сайт, куда надо специально заходить, когда ты имеешь в этом потребность. Такая форма памяти кажется более приемлемой, чем активные аккаунты ушедших людей в сетях живых.
Впрочем, каждый выбирает для себя – удалить или оставить. Главное, попрощаться, пережить и жить дальше. И, конечно, помнить.
Ольга Петрова