Найти в Дзене
Инсайт

Конец интеллектуальной собственности

Авторские права, патенты и товарные знаки-все это важно, но термин " интеллектуальная собственность’ бессмыслен и пагубен Грандиозный термин "интеллектуальная собственность" охватывает множество оснований: программное обеспечение, которое управляет нашей жизнью, фильмы, которые мы смотрим, песни, которые мы слушаем. Но также и алгоритмы кредитного рейтинга, определяющие контуры нашего будущего, химическую структуру и процессы производства спасающих жизнь фармацевтических препаратов, даже золотые дуги Макдональдса и такие термины, как "Google". Все это якобы "интеллектуальная собственность". Нас призывают, будь то жесткими предупреждениями на упаковке наших Blu-ray дисков или звуковыми заявлениями руководителей медиа-компаний, прекратить и воздерживаться от нежелательного, незаконного или ненадлежащего использования такой "собственности", не быть "пиратами", проявить должное уважение к правам тех, кто владеет этими вещами. Но что это за собственность? И почему мы говорим о таком зверинц

Авторские права, патенты и товарные знаки-все это важно, но термин " интеллектуальная собственность’ бессмыслен и пагубен

Грандиозный термин "интеллектуальная собственность" охватывает множество оснований: программное обеспечение, которое управляет нашей жизнью, фильмы, которые мы смотрим, песни, которые мы слушаем. Но также и алгоритмы кредитного рейтинга, определяющие контуры нашего будущего, химическую структуру и процессы производства спасающих жизнь фармацевтических препаратов, даже золотые дуги Макдональдса и такие термины, как "Google". Все это якобы "интеллектуальная собственность". Нас призывают, будь то жесткими предупреждениями на упаковке наших Blu-ray дисков или звуковыми заявлениями руководителей медиа-компаний, прекратить и воздерживаться от нежелательного, незаконного или ненадлежащего использования такой "собственности", не быть "пиратами", проявить должное уважение к правам тех, кто владеет этими вещами. Но что это за собственность? И почему мы говорим о таком зверинце с одним всеобъемлющим термином?

Фраза "интеллектуальная собственность" была впервые использована в юридическом решении в 1845 г. и приобрела официальный вес в 1967 г. с учреждением Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), специализированного учреждения Организации Объединенных Наций, которое представляет и защищает коммерческие интересы владельцев авторских прав, патентов, товарных знаков и коммерческих секретов. Повсеместное использование "интеллектуальной собственности" началось в цифровую эпоху производства, воспроизведения и распространения культурных и технических артефактов. С появлением новой политэкономии появилась и новая коммерческая и юридическая риторика. Интеллектуальная собственность", центральный термин в этом новом дискурсе, представляет собой понятие, наносящее культурный ущерб и легко поддающееся оружию. Его использованию следует сопротивляться.

Есть четыре области федерального законодательства США, связанные под рубрикой "интеллектуальная собственность", которые мы должны держать отдельно в нашем сознании. В эссе, опубликованном в журнале "Политика права" (2010 г.), Кит Аоки дает следующее определение каждой из них. Авторское право защищает "оригинальные произведения, такие как книги, музыка, скульптура, фильмы и аспекты компьютерных программ", которые "воплощены или зафиксированы на материальном носителе". Эта охрана не требует, чтобы произведение было совершенно новым и распространяется только на его "оригинальные аспекты", на "конкретное выражение... а не на лежащие в его основе идеи" и не на "самостоятельно созданные или похожие произведения". В рамках закона об авторском праве существуют оригинальные, конкретные выражения, а не идеи - например, одна и та же идея сюжета и сценария может породить много разных фильмов.

Кроме того, существуют патенты, которые охватывают "новые и полезные изобретения, производства, композиции материи и процессы, сведенные изобретателями к практике" с "жесткими требованиями к предмету, новизне, полезности и неочевидности". Патенты охраняют реализованные изобретения и идеи в период беременности - например, здесь представлен новый способ сбора дождевой воды, и это машина, которая делает именно это. Товарные знаки (и связанные с ними "торговые платья") тем временем защищают потребителей от "ошибок, путаницы и обмана" в отношении источников коммерческих товаров: "G" в Gucci, яблоко от Apple, отличительная упаковка. Наконец, существуют торговые секреты, или секретная информация, которая приносит экономическую выгоду ее владельцу и является предметом разумных усилий владельца по сохранению ее секретности.
-2

Каждый режим имеет общественно-политическое обоснование: авторское право стимулирует производство творческих произведений, которые населяют общественное достояние культуры. Патентное право позволяет изобретателям и пользователям извлекать выгоду из оригинальных идей, раскрытых в патентной заявке, и направлено на то, чтобы сделать научные исследования и разработки экономически целесообразными путем производства инвестиций в новые технологии и продукты. Закон о товарных знаках защищает потребителей, информируя их о том, что предпочитаемый ими продавец - а не какой-нибудь фальшивомонетчик, производящий некачественные товары - является источником приобретаемых ими товаров. Владельцы авторских прав и патентов извлекают монопольную ренту из охраняемого объекта или его конкретного выражения на ограниченный период времени. Такая ограниченная исключительность предназначена для стимулирования дальнейшего производства оригинальных выражений и изобретений путем предоставления сырья другим авторам и изобретателям.

В Соединенных Штатах Америки средства массовой информации и технологии были сформированы на основе этих законов, и действительно, многие художники и создатели обязаны своими средствами к существованию таким охраняемым объектам. Однако в последнее время в связи с новыми способами, с помощью которых цифровая эпоха облегчает создание и распространение научной и художественной продукции, основы такой охраны ставятся под сомнение.

Те, кто призывает к реформам, например, профессора права Лоуренс Лессиг и Джеймс Бойл, сторонники свободного программного обеспечения, такие как Ричард Столмен, и ученые в области права и экономики, такие как Уильям Ландес и судья Ричард Познер, спрашивают: является ли "интеллектуальная собственность" такой же собственностью, как и "материальная собственность", и подходят ли правовые защиты для последней к первой? И к этому вопросу мы можем добавить: является ли "интеллектуальная собственность" подходящим общим термином для охватываемых ею обширных разнородных областей права?
Ответ на все эти вопросы - нет. А ответ на второй вопрос поможет ответить на первый.