Найти тему
Евгения Мякишева

Декретный отпуск

Подвесная дорога над Волгой при строительстве Сталинградской ГЭС
Подвесная дорога над Волгой при строительстве Сталинградской ГЭС

Декретные выплаты, знали ли советские женщины что это такое? Конечно знали! Ведь само слово "декретные" означает, что такие выплаты декларируются каким-то "декретом". Каким? Представьте себе- декретом Совета народных комиссаров "О пособии по беременности и родам" от 1917 года. Такие пособия женщины нашей страны начали получать впервые в мире. Ни у одной другой страны ничего подобного не было вплоть до 70 -х годов прошлого века.

«Декретным отпуском» назывался отпуск по беременности и родам. Он действовал до 1938 года. Во время Отечественной войны он был временно приостановлен. И восстановлен был Президиумом Верховного Совета в 1956 году. Длительность отпуска составляла 112 дней, то есть 56 дней до родов и 56 дней после. Этот отпуск оплачивался из расчета среднемесячной заработной платы за прошлый период. За женщиной сохранялось рабочее место. Кроме того, отпуск можно было продлить еще на три месяца, но уже без сохранения заработной платы, сохранялось только рабочее место.

В 1956 году, как раз после постановления о восстановлении декретного отпуска, моя мама родила своего первенца- моего старшего брата. До декретного отпуска, всю свою беременность она проработала на строительстве Сталинградской ГЭС ( гидроэлектростанции) мастером. Это была грандиозная, великая стройка. Посмотрите на фото: огромная строительная площадка. На фотографии - стройка самой плотины, Волге еще не изменили русло, не повернули ее течение в сторону плотины. Огромная площадь, огромный котлован людей на фотографии не разглядеть, они, как муравьи трудятся каждый на своем месте, создавая реальное воплощение грандиозного проекта.

Строительство Сталинградской ГЭС
Строительство Сталинградской ГЭС

Но чтобы попасть на эту площадку, нужно было как-то попасть на другой берег, ведь строительство ГЭС началось на противоположном берегу . Для того, чтобы рабочие из Сталинграда могли попасть на стройплощадку, была построена канатная дорога над Волгой. На фотографии сверху видно людей, идущих по этой канатке, а внизу уже видны работы по постепенному перекрытию водного русла. Волга еще течет себе по своему руслу, но уже начались работы по ее повороту.

Канатная дорога через Волгу при строительстве Сталинградской ГЭС
Канатная дорога через Волгу при строительстве Сталинградской ГЭС

Мама пришла на стройку в 1955 году. Так как она была молодым специалистом инженером –гидрологом, её назначили мастером в бригаду. Бригада состояла из тертых мужиков. Самосвалами они привозили на стройку песок, необходимый металл ,а также бетонные тетраэдры, которыми заваливали прежнее русло.

Многие их них были условно-досрочно освобожденными. Стране очень нужны были рабочие руки. Прошло всего десять лет после окончания разрушительной войны. Потери мужского населения были огромны. Поэтому из тюрем условно-досрочно освободили тех, кто сидел по не тяжким статьям: мошенников, карманников, мелких хулиганов, сидевших за драку и дебош. Освободили с условием работы на стройке. А мама моя была у них мастером.

Конечно, не все в бригаде были бывшими сидельцами, но были воришка и хулиган- драчун. Сначала мама опасалась, что они продолжат свои нехорошие наклонности. Но оказалось, что все без исключения мужики в ее бригаде относились к ней, как к сестре, заботились о ней, иногда привозили ей степные цветы и главное, слушались . Мама бегала по этой канатной дороге по несколько раз в день. Эта «дорога» на такой высоте раскачивается даже без ветра, а весной и осенью при сильном ветре, она просто подлетает из стороны в сторону.

И однажды по весне, когда лед еще не сошел, но уже было опасно переходить через Волгу, мама припозднилась на работе, заполняя ежедневные отчеты. А дома ее ждали бабушкины пирожки, и она знала об этом. Ей очень хотелось есть, столовых вокруг не было, кормить никто никого не собирался. И очень хотелось побыстрее попасть домой. Идти к началу канатки было далеко, да и сумерки уже опускались. И она решила идти через реку по льду. На берегу она встретила худющего подростка лет шестнадцати. Он тоже присматривал более безопасный путь.

- Ну, что? Рискнем, тетенька?- спросил он подмигнув ей.

- А ты дорогу-то хорошо знаешь? Ходил уж?

- Если хочешь идти со мной, то снимай сапожки свои. У тебя носки-то теплые?

-Шерстяные.

-Пойдет. Снимай. И иди за мной. Смотри не шагай, как обычно ходишь. Иди, как на лыжах, скользи. И лед ногой щупай, проверяй, чтоб не провалился.

Он поднял с берега длинный шест и, не оглядываясь, ступил на лед.

Лед под мамиными ногами был темным и слегка пружинил. Видна была вода под ним. Пройдя часть пути , она поняла какую глупость сделала, послушав пацана. Мальчишка строил из себя бывалого, ходил и раньше видно, но сейчас было уже очень опасно идти по пружинящему льду. Иногда приходилось ложиться на живот и ползти, пацан подтягивал ее на шесте, почуяв более толстый слой льда, они снова вставали и шли, скользя, не поднимая ног. Но назад они не повернули, дошли все же, доползли. На берегу, отряхнувшись, усмехнувшись своему приключению, парень помог отряхнуться маме, распрощался, махнул ей рукой и пошел своей дорогой.

Мама тоже долго не переживала, она же спешила на пирожки, а дорога до дома была еще длинной. Надо было пешком пройти всю нынешнюю Спартановку и выйти в Сталинград на улицу Дегтярева. Весьма далековато! Сейчас она говорит мне, что дура была, молодая, ни о чем не думала. Даже когда поняла, что сделала глупость, испугалась, но не так , чтобы уж до тряски, попереживала недолго. Не молилась, на Бога не надеялась, так как была советской комсомолкой и в Бога тогда вовсе не верила. Конечно, пирожки она дома поела, а на утро прихватила несколько с собой на работу.

На фотографии она крайняя справа, держит сумочку. Ей на этом фото 22 года.

Молодые специалисты на строительстве Сталинградской ГЭС
Молодые специалисты на строительстве Сталинградской ГЭС

В 1956 году мама забеременела первенцем. Как и положено в срок пять месяцев беременности, ее перевели на легкий труд- учетчицей в вагончик. Она выписывала наряды ( документы о выполненных работах и затраченных материалах) и сводила отчеты по отработанным трудовым часам. Там можно было вскипятить чай , да и просто горячую воду, разогреть обед. Ее мужики из бригады частенько навещала свою «мастерку», и с еще большим усердием приносили ей цветы и конфетки. Притом, что мат и ор стояли на стройке в полный рост, но при ней они никогда не ругались, Ни карманник, ни хулиган-драчун никогда не проявили свои прежние плохие, преступные, я бы сказала, наклонности. То ли они перевоспитались в тюрьме, то ли боялись снова туда попасть до окончания условного срока, то ли коллектив в бригаде хороший подобрался. Склоняюсь, что коллектив перевоспитал.

В конце лета мама ушла в декретный отпуск. Пятьдесят шесть дней до родов пролетели быстро. Роды были тяжелые, длительные, изнуряющие. Но родился здоровый мальчик, правда ,худенький и мелкий, но уж каким ему было быть с таким ритмом его мамы на стройке, часто без обедов, с пешими ходками километрами до работы, с нервной и ответственной работой. Послеродовый отпуск у мамы был тоже 56 дней. Хоть и были роды тяжелыми, послеродовый отпуск до 70 положенных в таких случаях дней продлен не был. Считалось, что ребенок, во- первых, все же родился, а во-вторых- без особых осложнений. Мама взяла еще трехмесячный отпуск без содержания, затем присоединила свой неполученный ранее обычный положенный отпуск.

Но все равно, брат мой остался на руках у бабушки, так как садиков в еще не отстроенном Сталинграде было очень мало. А мама уволилась со стройки, и сразу же после всех отпускных вышла на работу инженером-конструктором на Сталинградский тракторный завод.

В следующем выпуске я вернусь в рассказу о роддоме и о своем рождении.

Если вам была интересна эта информация, подписывайтесь на мой канал, жмите на «палец вверх», читайте продолжение моих историй. И тогда вся моя жизнь и частично жизнь нашей страны пройдет перед вашими глазами.

Вы можете прочитать статьи на похожую тему:

Как американцы работали гастарбайтерами в Сталинграде

Как одевали детей в 1950-е годы. Была ли детская мода?

Семейная история: Переправа через Волгу в Сталинграде в 1942 году

Материнство или работа- трудный выбор в СССР

Декрет
5219 интересуются