Найти тему
Социология

Образовательная избирательность среди беженцев и трудовых мигрантов в Западной Европе

Часть 2.

Почему относительное образование имеет значение, дает ли информация об относительном образовании с точки зрения положения мигрантов в системе образования страны их происхождения дополнительную информацию по сравнению с общепринятой стратегией сосредоточения внимания на абсолютном уровне образования. В этом контексте уместными представляются по меньшей мере три аргумента.

Во-первых, уровень образования может быть иногда шумным показателем уровня квалификации, который нелегко сопоставить между странами. То есть два человека из двух разных стран, получившие одинаковый уровень абсолютного образования, не обязательно должны иметь одинаковый уровень квалификации. Одна из причин возможных расхождений в этом отношении заключается в том, что образовательные системы отличаются по своим возможностям передачи компетенций.

Во-вторых, ценность определенной степени в обществе меняется в зависимости от распространенности этой степени. Поскольку страны отличаются друг от друга в своем экономическом развитии и, соответственно, в том, как далеко зашло расширение образования, получение среднего или более высокого уровня может означать очень разные вещи в разных контекстах. Это соображение представляется особенно актуальным для мигрантов из менее развитых стран, которые оседают в современных высокоиндустриальных обществах.

В-третьих, относительное образование индивида может представлять собой ряд латентных, обычно неизмеримых характеристик и ресурсов, которые, как ожидается, будут влиять на включение иммигрантов в принимающее общество. Эти неизмеримые черты включают мотивацию мигрантов и их стремление к успеху. Селективность может также выступать в качестве других навыков, таких как когнитивные компетенции или другие академически полезные ресурсы. Кроме того, статусное положение иммигрантов, занимаемое до миграции, может оставаться актуальным для их восприятия и поведения, особенно когда фактическое абсолютное статусное положение в стране назначения ниже, чем в стране происхождения. В этих случаях лица, занимающие более высокие должности в иерархии статусов страны происхождения, вероятно, сталкиваются с несоответствием статусов. Это кажущееся несоответствие может быть мотивирующим фактором, который стимулирует инвестиции, направленные на улучшение более низкого пост миграционного статуса. Таким образом, рассмотрение относительного образования мигрантов может позволить выявить черты, характерные для более высокого статусного положения, которые останутся незамеченными при ориентации исключительно на абсолютное образование.

Объединение информации об абсолютном образовании с относительной мерой образовательного уровня, которая фиксирует положение индивида в образовательной иерархии страны происхождения, позволяет более точно описать образовательный состав мигрантов. Кроме того, рассматривая относительное образование, можно решить проблемы, связанные с признаками и характеристиками, которые не учитываются при сборе данных, но которые тем не менее имеют значение для перспектив мигрантов и их детей в стране назначения.

Избирательность профилей беженцев и трудовых мигрантов

Представление о том, что трудовые мигранты и беженцы различаются по своему избирательному профилю, было выдвинуто в двух крупных работах по экономике (например, Borias, 1987; Cheswick, 1999), которые также стали важным источником для социологической литературы. В Частности Cheswick, характеризует трудовых или экономических мигрантов как склонных в среднем быть более способными, амбициозными, агрессивными, предприимчивыми или иным образом более благоприятно отобранными, чем аналогичные лица, которые предпочитают оставаться в своей стране происхождения. Они противопоставляются людям, для которых важны другие мотивы, такие как связанные грузчики, беженцы и идеологические мигранты. Согласно его рассуждениям, разница между трудовыми мигрантами и беженцами сводится к мотиву мигрировать. То есть люди, стремящиеся улучшить свое экономическое положение, должны быть отобраны более позитивно, чем те, кто реагирует в первую очередь на толчок, факторы миграции, такие как беженцы, которые в основном покинули свои страны происхождения из-за насильственных конфликтов и войн.

Borias предлагает иную точку зрения, на которую повлияли перемещения беженцев во время Холодной войны. Он ожидает, что коммунистический захват власти и последующее перераспределение богатства негативно скажутся на наиболее предприимчивых слоях местного населения и побудят их. Таким образом, для этого конкретного исторического случая движения беженцев Borias предсказал положительный отбор беженцев; по крайней мере, он не предполагал, что они отличаются от трудовых мигрантов.

Продолжение следует...