Общественные пространства в городах - это палимпсесты, которые постоянно стираются и пересматриваются, а следы власти и привилегий, формирующих каждую их линию, видны наблюдателю и ангажированному. Так же, как престиж в общественных местах - в возвышающихся финансовых кварталах, шпили церквей, поднятые руки конных солдат, отлитые из бронзы, ухоженные сады Palace Gardens Terrace в Кенсингтоне - так и наоборот.
Бедные, имеющие гораздо меньше удобств и гораздо меньший доступ к путешествиям, ресторанам и хорошему жилью, гораздо больше зависят от хороших тротуаров, доступных и чистых общественных парков и высококачественных общественных мест, в которых можно собираться и общаться, чем средний класс и богатые, как утверждает Энрике Пеньялоса, мэр Боготы и чемпион по общественным местам. В 1800-х годах в Лондоне богатые жители Вест-Энда оставались в забвении перед толпой, бедностью и болезнями Ист-Энда; точно так же современные посетители Уайтчепела - сосредоточенные на цифровых картах, которые доставляют их прямо в модное кафе Cereal Killer Café на Кирпичной дорожке и Instagrammable street art вокруг рынка Old Spitalfields - могут легко пропустить муниципальное жилье в близлежащем Тауэр-Хэмлетс (недавно запланированном к сносу перед удачным оттолкнутием жителей).
И многие города усердно работают над тем, чтобы манипулировать построенной средой, чтобы отбить охоту у тех, кого они считают "нежелательными", что в большинстве случаев (за исключением скейтбордистов) означает "бездомных". Отсюда и добавление так называемой "оборонительной архитектуры": построенные элементы, вытесняющие людей из пространства. Они варьируются от шипов на вершинах перил, которые запрещают забираться в общественные парки, закрытые на вечер, до подлокотников посреди общественных скамеек для предотвращения дремоты. Клинки, подоконники и подъезды часто закруглены металлическими шипами, недостаточно острыми, чтобы быть опасными, но достаточно заметными, чтобы не позволять людям сидеть или лежать. Закрытые аллеи, наклонные сиденья автобусных остановок и анклавы, оборудованные душевыми рельсами для промокания нежелательных - все это текущие инсталляции в таких городах, как Лондон, где за ночь на улице спят более 700 человек. Такие изменения городского пейзажа представляют собой риторическую практику, часто незаметную даже для самого благонамеренного городского жителя, и поэтому остаются бесспорными.
В то время как мы смотрим вниз на наши картографические приложения или передаем нашу навигацию на аутсорсинг ближайшему Уберу, чтобы ускорить городские улицы, архитекторы, городские чиновники, градостроители и дизайнерские фирмы, среди прочего, уделяют все больше внимания тому, как городской дизайн разговаривает с городскими жителями. Американский урбанист Уильям Хайт (1917-1999), написавший основополагающие тексты "Социальная жизнь малых городских пространств" (1980) и "Город": Заново открыв Центр (1988), он заложил основу для сбора большей части данных и пространственных наблюдений, которые в настоящее время проводятся в городах.
Его новаторская работа продолжает оказывать огромное влияние на таких, как вышеупомянутый Гель и американский градостроитель Аллан Джейкобс, которые посвятили себя улучшению нашего опыта пространства и места. Вопрос, с которым сталкиваются люди, вложенные в жизнь городов, является одним из мотивов - как, кроме явных указателей, наказаний и запретов, они могут влиять на то, как мы перемещаемся по городскому общественному пространству? Точнее, они изучают, как построенная среда может быть спроектирована таким образом, чтобы люди "подталкивались" к действиям, которые являются безопасными, устойчивыми и желательными с социальной точки зрения.
Мелкомасштабные мероприятия - стулья, которые можно передвигать, водные объекты, которые добавляют успокаивающие звуки и визуальные эффекты, включение уступов и краев, на которых можно окунуть - все это было найдено, чтобы сделать пространство более привлекательным. Хорошее освещение, исключение кустарников, которые могут создать скрытые места для незаконной деятельности, и безопасные велосипедные дорожки для тех, у кого нет автомобилей - все это делает этот район более безопасным.
Эти специалисты работают над тем, как заставить город "разговаривать" со своими жителями, поощряя демократию, безопасность и общение. Но немецкий психолог Юлия Франкенштейн предупреждает, что, полагаясь на GPS, мы, возможно, уменьшаем наши познавательные карты, наше ощущение того, что происходит вокруг узких маршрутов, которые мы показываем на наших экранах. Возможно, мы учимся "рисовать на полоску" наше окружение мысленно.
Люди, уставившиеся на цифровую карту, аккуратно прослеживающие деконтекстуализированную линию от перекрестка за пределами станции метро Gloucester Road до полноценного продовольственного рынка на Кенсингтон Хай Стрит, возможно, даже не видят красивых, богато украшенных перил и ворот, окружающих частные сады, мимо которых они проходят, и тем более не осознают, что они не только эстетически привлекательны, но и ознаменовывают эксклюзивное право состоятельных людей на одни из лучших зеленых насаждений в центре Лондона. Человек, пялящийся на телефон, чтобы добраться до ближайшего магазина сэндвичей Pret, может и не заметить очарования уголков и трещин, протянувшихся вдоль улиц Хэмпстед Виллидж.