Найти в Дзене
Баня | От А до Я

Кто придумал баню: история русской бани и её особенности

Первые упоминания о парильнях на Руси датируются VI веком и находятся в летописях Нестора. В те годы бани являлись признаком зажиточности – позволить их могли зажиточные общины или князья. Назвать создателей русской бани поименно невозможно. Эта информация навсегда останется тайной. К тому же, говорить об «изобретателях» бани – все равно что интересоваться человеком, который придумал колесо. Частные бани во времена Древней Руси – большая редкость. На одну общину полагалась одна парильня, в которую пускали только «своих». Рядом с основным строением часто пристраивались бани по-черному. Они выполняли разные задачи: в парилках лечили больных, домашнюю скотину, принимали роды или давали ночлег путникам. Чтобы защитить баню от водяных и леших, ее не строили рядом с озерами или прудами. Первые русские бани выделялись своей скромностью Это были глинобитные мазанки-шатры, в которых ставились печи-каменки из голыша. На обмазке в таких парильнях быстро появлялись трещины. Чтобы избежать скол

Первые упоминания о парильнях на Руси датируются VI веком и находятся в летописях Нестора. В те годы бани являлись признаком зажиточности – позволить их могли зажиточные общины или князья. Назвать создателей русской бани поименно невозможно.

Эта информация навсегда останется тайной. К тому же, говорить об «изобретателях» бани – все равно что интересоваться человеком, который придумал колесо.

Частные бани во времена Древней Руси – большая редкость. На одну общину полагалась одна парильня, в которую пускали только «своих». Рядом с основным строением часто пристраивались бани по-черному.

Они выполняли разные задачи: в парилках лечили больных, домашнюю скотину, принимали роды или давали ночлег путникам. Чтобы защитить баню от водяных и леших, ее не строили рядом с озерами или прудами.

Первые русские бани выделялись своей скромностью

Это были глинобитные мазанки-шатры, в которых ставились печи-каменки из голыша. На обмазке в таких парильнях быстро появлялись трещины. Чтобы избежать сколов, стены изнутри парильни покрывались горбылем. Каменка выкладывалась на глине.

Обжиг печи в огромном кострище занимал у мастеров несколько дней и предшествовал обустройству самой бани. Растапливать каменку приходилось неспешно – за сутки до банных процедур.

С появлением частных бань в быту крестьян появились курные и черные бани. Главной проблемой таких парилок стал едкий дым, который заполнял землянку при растопке печи.

Несоблюдение правил безопасности в таких баньках заканчивалось отравлением угарным газом. В то же время, курные парильни были единственным средством от дерматита и вшей – до распространения бань с вытяжными отверстиями в притолоке.

-2

Любопытным элементом древнерусского военного быта стали походные бани. Конструкция парилки отличалась своей простотой: это был покрытый кожей шатер, пропитанный жиром и воском. Когда войска останавливались на передых, на земле выкладывали каменную площадку и разжигали костер.

Вся зола выбрасывалась, поверх раскаленного камня выкладывались доски, на которые натягивался шатер. Самодельные бани помогали воинам в походах соблюдать гигиену и снимать усталость.

Прообраз современных бань из деревянного сруба появляется в XII веке. Позволить себе такие постройки поначалу могли только состоятельные люди. Банные избы строились из добротных бревен и делились на две части печной кладкой. Кладка изготавливалась из колотого камня на глиняно-известняковой смеси.

Парильню такая печь грела тыльной стеной. Растапливали печку с улицы в течение 8 часов, после чего огонь тушился. Тепло сохранялось в парильной избе на протяжении 2-3 часов.

Бедные слои населения довольствовались банями из осинового горбыля – вдалеке от избы. Интересно двойственное отношение простого люда к парильням. Походы в баню связывались как с физическим, так и с духовным очищением. Однако считалось, что парилки притягивают к себе домовых (банников) и прочую нечистую силу. Чтобы не ссориться с обитателями бани, крестьяне благодарили «духов» бани за целебный пар и оставляли им дары в виде мха и душистых трав.