Найти тему
View

Русские на дне Марианской впадины.

Все знают, что самое глубокое место в мире находится в Тихом океане, называемом "Марианская впадина". На этот раз дна в этом таинственном месте достигло российское подводное беспилотное судно. Сделало оно это 8 мая в 22-34 по Московскому времени. При этом, это первое в мире беспилотное автономное судно, достигшее дна Марианской впадины.

Кроме глубоководного аппарата "Витязь", на дно с целью исследований опускалась донная станция. Информационный обмен между судном-носителем с подводным аппаратом и донной станцией осуществлялся с помощь гидроакустики (по гидроакустическому каналу).

Максимальное погружение при этом составило 10 028 метров. На дне "Витязь" пробыл всего несколько часов, при этом провел необходимые исследования. Он провел фото и видеосъемку, картографирование морского дна, изучил параметры среды.

"Витязь" самостоятельно обходил препятствия по курсу, находил выходы из ограниченного пространства и решал другие интеллектуальные задачи благодаря встроенной электронике.

https://rg.ru/2020/05/09/pobeda-v-gidrokosmose-chto-delal-vitiaz-na-dne-marianskoj-vpadiny.html, предоставлено Российской Газете ЦКБ "Рубин»"
https://rg.ru/2020/05/09/pobeda-v-gidrokosmose-chto-delal-vitiaz-na-dne-marianskoj-vpadiny.html, предоставлено Российской Газете ЦКБ "Рубин»"

История создания.

Изначально погружение планировалось на осень 2019 г. Заказчиком выступил Фонд перспективных исследований. Сумма заказа составила несколько сотен миллионов рублей, но необходимо учитывать помимо стоимости, что проект действительно был очень сложный. Работа носила индивидуальный, штучный характер. Это значит, детали аппарата делались по индивидуальному заказу. При этом давление на дне примерно 1 000 атмосфер и его может выдержать далеко не каждый материал, при этом не деформировавшись. Как правило, детали для погружения изготавливаются из титана, что повышает стоимость аппарата. Для данного аппарата (и для донной станции) детали также изготавливались из титановых сплавов и высокопрочного сферопластика. Детали изготавливались в России, иностранных участников в проект не приглашали.

Фото: Фонд Перспективных Исследований.
Фото: Фонд Перспективных Исследований.

Разработкой и проектированием аппарата занималось Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Для реализации проекта была создана Лаборатория морских роботизированных комплексов. Ее назначение, помимо создания глубоководного аппараьа для погржения на дно Марианской впадины, создание роботизированных комплексов для работы подо льдами Арктики и в других районах Мирового океана. Например, одним из проектов этой лаборатории является создание роботизированного комплекса для подводного бурения на шельфе Арктики, который может быть создан через несколько лет.

Само создание планировалось на январь-февраль 2019 г. В районе Кронштадта хотели провести заводские испытания, потом в Черном море, а осенью предмариинские испытания в Тихом океане.

Свое название "Витязь" получил в честь научно-исследовательского судна "Витязь", которое почти 20 лет было флагманом экспедиционного флота СССР. Максимальная глубина исследований глубоководного аппарата составляет 12 км.

Донная станция была изготовлена для корректировки направлений судна "Витязь", а также для ретрансляции команд с поверхности океана.

марианская впадина в Гугле.
марианская впадина в Гугле.

Флаг ко Дню Победы.

Так совпало, что подводное судно опустилось на дно Марианской впадины в канун Дня Победы. На дно Марианской впадины это судно доставило вымпел, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, с соответствующей символикой. Сам флаг планировали опустить еще с 2018 г., с момента, когда началось осуществляться проектирование, постройка и спуск аппарата "Витязь". Символику, видимо, решили внести в спуск в связи с важной датой. Я рад, что так произошло.

Марианская впадина.

Марианская впадина ( Мариа́нский жёлоб) - Самое глубокое место в мире, находится на дне Тихого океана. Она протянулась вдоль Марианских островов на 1340 километров, за что и получила свое название, имеет плоское дно шириной от одного до пяти километров, разделенное на несколько участков с глубиной восемь-одиннадцать километров. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера», её глубина составляет 10 994 м ниже уровня моря . Океанический склон и дно впадины покрыты слоем осадков. От ложа океана впадина отделена валом, на котором находится много подводных вулканических гор.

Марианская впадина является одним из самых неизученных мест на Земле. Как сказано в одном из интервью: "На Луне, по отчетам NASA, оставили свои следы двенадцать человек. В июле будущего года исполнится ровно полвека, как туда первым ступил Нил Армстронг. А на Земле, в самой глубокой точке ее океана, побывало всего трое".

Теперь там побывал и глубоководный беспилотный аппарат, произведенный в России.

место расположения Марианской впадины
место расположения Марианской впадины

Дальнейшая работа аппарата.

Испытания аппарата "Витязь" будут продолжены. Данный аппарат позволил произвести не только проверку особенностей работы электроники в экстремальных условиях, а также и на практике получить ответы на то, как ведут себя глубоководные аппараты на таких глубинах. Данные испытания могут пригодиться и в будующем, для создания подобных систем, созданных для работы в экстремальных условиях.

Вот отрывок из интервью: "Это первый из экспериментов, которые запланированы в рамках проекта "Витязь". Он осуществлен совместными усилиями российских судостроителей и научных коллективов РАН при поддержке Тихоокеанского флота. Успех эксперимента подтвердил верность выбранных разработчиками комплекса конструкторских решений, а также продемонстрировал эффективное и плодотворное сотрудничество в рамках широкой кооперации участников проекта", - сказал Генеральный директор ФПИ Андрей Григорьев.

До "Витязя"

23 января 1960 года лейтенант ВМС США Дон Уолш и исследователь Жак Пикар спустились на дно Марианской впадины в батискафе «Триест», спроектированном Огюстом Пикаром. Приборы зафиксировали рекордную глубину — 11 521 метр , которая впоследствии оказалось неного неверной, что было вызвано неучтением разниц температур на разных глубинах. Окончательная глубина оказалась 10 918 м.

Батискаф «Триест» перед погружением. 23 января 1960 года
Батискаф «Триест» перед погружением. 23 января 1960 года

Японский зонд «Кайко» был японским зондом, который был спущен в район максимальной глубины впадины 24 марта 1995 года. Он зафиксировал глубину 10 911,4 метра.

31 мая 2009 года на дно Марианской впадины погрузился автоматический подводный аппарат «Нерей». Управление и прием информации осуществляются через оптоволоконный кабель. В этом его отличие от Российского "Витязя". "Витязь" беспилотное автономное судно, в котором управление осуществляет электроника. Аппарат опустился на глубину 10 902 метра. 10 мая 2014 года Нерей был потерян при погружении на 9900 м в жёлоб Кермадек.

26 марта 2012 года кинорежиссёр Джеймс Кэмерон спустился на дно марианской впадины, став первым, кто сделал это в одиночку. Кэмерон погружался на одноместном аппарате «Дипси челленджер», оборудованном всем необходимым для съёмки. Судно достигло глубины 10 908 метров.